0
2182
Газета Экономика Интернет-версия

31.05.2001 00:00:00

Михаил Фрадков: "Грязные деньги - реальная угроза экономике страны"

Тэги: фрадков, налог, полиция, отмывание, легализация


фрадков, налог, полиция, отмывание, легализация

-Михаил Ефимович, в последнее время среди экспертов развернулась достаточно острая дискуссия относительно того, с какими видами преступлений следует бороться налоговым полицейским в рамках противодействия отмыванию капиталов. Какой позиции в этом вопросе придерживаетесь вы?

- В проекте Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" дан четкий ответ. Доходы, полученные преступным путем, - это денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления. А легализация трактуется как придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, приобретенными в результате совершения преступления.

Понятия широкие и в то же время - конкретные. Однако некоторыми депутатами и специалистами высказывается мнение, что необходимо вывести за пределы сферы действия настоящего закона налоговые правонарушения. Это означает, что грязными будут считаться деньги, полученные исключительно в результате таких преступлений, как кража, мошенничество, незаконная торговля оружием, наркотиками, вовлечение в занятие проституцией, взятка и тому подобных.

На мой взгляд, это сознательное сужение проблемы. Неуплата налогов в крупном и особо крупном размере - такое же преступление. И капиталы, приобретенные в результате этого преступления, отмываются так же, как и средства, полученные, допустим, от наркобизнеса.

- В большинстве западных стран борьба с отмыванием преступных капиталов ведется десятилетиями и является важнейшей государственной задачей. Россия же, по сути, только сейчас приступила к ее решению, хотя в условиях рыночной экономики мы живем уже не один год. В чем причина промедления?

- Вы правильно заметили, что планомерную работу против отмывания денег мы развернули сравнительно недавно. А необходимость в ней стала назревать уже в начальный период перестройки экономики, когда немалые суммы, полученные от теневых операций, стали использоваться для покупки акций крупнейших предприятий, создания банков и т.д. Но правоохранительные и контролирующие органы не имели тогда опыта борьбы с этим явлением. Да и законодательная база практически отсутствовала. Ведь статья 174, предусматривающая ответственность за легализацию средств, приобретенных незаконным путем, в российском Уголовном кодексе появилась только в 1997 году, а принятие Закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем" растянулось на длительный срок.

- Почему же именно сейчас эта борьба переходит в активную фазу?

- Если мы хотим стать полноправным членом международного сообщества, нормальной цивилизованной страной, то просто обязаны в кратчайшие сроки наладить надежный и эффективный механизм, позволяющий решительно пресекать большую часть попыток легализации преступных доходов. Пока, к сожалению, Россия выглядит как государство, где из-за слабости законов, криминализации экономики имеются широкие возможности для отмывания денег. А это не способствует притоку инвестиций в страну. Более того, Международная комиссия по борьбе с отмыванием денег отнесла Россию к числу так называемых "некооперативных" стран. В одной компании с нами Панама, Филиппины, Ливан...

Кроме того, следует четко понимать, что отмывание денег - излюбленный способ вползания организованной преступности в легальный бизнес, политику, а порой и во власть. Этим процессам необходимо решительно противодействовать. Есть вред и сугубо экономический: дестабилизируется финансовый рынок, государство недополучает в виде налогов значительные суммы. Думаю, этих причин достаточно, чтобы объяснить, почему борьба с легализацией преступных доходов все больше приобретает вид целенаправленной политики государства. Грязные деньги - реальная угроза экономике страны.

- А одним из инструментов этой борьбы является налоговая полиция. Что уже делается для этого в ФСНП?

- Основные схемы отмывания денег нашим сотрудникам известны. Они включают в себя операции с наличностью, дорогостоящим движимым и недвижимым имуществом, злоупотребления услугами финансовых институтов, организацию азартных игр... Широко используются и офшорные финансовые компании, сеть Интернет, небанковские системы перевода денежных средств, международная торговля товарами и услугами. Подчеркну, специфика российской экономики такова, что процесс отмывания денег у нас тесно связан с оттоком капитала за границу.

Сегодня для нас главное - построить логическую цепочку раскрытия подобных преступлений, разработать методику, позволяющую проследить путь грязных денег - с момента вывода их из тени до попытки вложения в легальный бизнес. С этой целью мы уже предприняли ряд мер. В Главном оперативном управлении создана Служба по противодействию легализации криминальных доходов. У нее две основных задачи: разработка и реализация программ, противодействующих незаконному переводу денег за рубеж, розыск и репатриация капиталов, а также организация взаимодействия с нашими коллегами из зарубежных стран.

- Это меры организационного характера. А в практике работы что-то меняется?

- Меняются сами подходы. Планируется ряд целевых широкомасштабных операций. Сейчас, например, проводим общероссийскую операцию "Подснежник". В ходе оперативно-розыскных мероприятий наши сотрудники совместно с работниками Министерства по налогам и сборам выявляют фирмы, зарегистрированные на подставных лиц или с использованием подложных документов. По нашим данным, из 3,5 миллионов зарегистрированных юридических лиц более 1,5 миллионов не сдают отчетности о своей финансово-хозяйственной деятельности, а следовательно, не платят налоги. Многие из таких фирм-"подснежников" непосредственным образом участвуют в отмывании денег. Но дело не только в самих подставных фирмах: в процессе операции отрабатывается методика, о которой велась речь. Мы отслеживаем пути перекачки средств, в том числе и нажитых незаконными способами, выходим на банки, где они открывают счета, и при необходимости приостанавливаем операции по ним.

В последние годы борьба с легализацией незаконных доходов все больше приобретает международный и транснациональный характер. Валюта вывозится за рубеж чаще всего именно для последующей легализации через банковские и кредитные системы других стран. К сожалению, при существующих пробелах в валютном, банковском и таможенном законодательствах этот процесс пока остановить не удается.

- Сколько же валюты уходит из страны?

- По разным оценкам - от одного до полутора миллиардов долларов в месяц.

- Огромные суммы. По идее, даже несмотря на прорехи в законодательстве, переправить их за границу не так-то просто.

- Анализируя ситуацию, мы приходим к выводу, что в центре схем по незаконной перекачке средств по-прежнему находятся банки. Скажем, одна из таких схем основывается на использовании счетов, открытых на подставных лиц или от имени лиц или организаций, действующих по поручению других получателей прибыли. Последняя категория включает целый класс агентов по отмыванию денег. Это и посредники, и юристы, и специалисты по финансовой отчетности. Сюда же входит компания прикрытия.

Во всех случаях счета используются для того, чтобы упростить перевод нелегальных средств за рубеж. Часто в таких схемах финансовые операции специально наслаиваются, задействуется большое количество счетов. Когда же начинаем разбираться, оказывается, что документация, предоставленная в обеспечение сделки, - подложная или имеет существенные изъяны с правовой точки зрения. А стороны, проводящие операцию, тесно связаны между собой или вообще одно и то же лицо. Если владельцем счета является коммерческое предприятие, то оно нередко зарегистрировано на весьма ограниченный срок. То есть опять та самая фирма-однодневка...

- Много таких схем в арсенале недобросовестных дельцов?

- Немало. Возьмем, к примеру, сферу импортно-экспортных операций. Здесь мы сталкиваемся и с невозвращением валютной выручки под предлогом форс-мажорных обстоятельств, и с завышением реальной стоимости или объема товара, ожидаемого к поставке в Россию, и с экспортом одной продукции под видом другой. Вы, конечно, читали и видели по телевидению репортажи о погонях наших пограничников за рыболовами-"пиратами" в Дальневосточном регионе. Сокрытие прибыли от реализации морепродуктов, добытых в свободной экономической зоне Российской Федерации, - тоже один из способов перекачки средств за границу.

Должен заметить, что огромные суммы оседают в западных банках в результате махинаций при экспорте сырья. Это наша, чисто российская специфика. Нефть, газ, металл, лес поставляются за рубеж по заведомо заниженным ценам. Разница идет прямиком в карман оборотливым предпринимателям. В результате государство не получает налогов, а деньги работают на экономику чужой страны.

- Противодействовать вывозу капитала за рубеж обязаны не только вы, но и другие правоохранительные и контролирующие органы...

- Разумеется, в одиночку эту задачу мы не решим. Необходимо понимать, что пресечение оттока и последующая репатриация капитала - общегосударственная проблема. Сейчас мы укрепляем взаимодействие, налаживаем информационный обмен с нашими коллегами из правоохранительных и контролирующих органов. Расширяем связи и с зарубежными правоохранительными органами, переводя их в русло практических дел. В частности, планируем проведение совместных операций по установлению мест нахождения валютных средств, незаконно переведенных за рубеж, выясняем реальные основания их перевода и возможность репатриации. Ратификация Госдумой Международной конвенции по борьбе с отмыванием денег в значительной степени облегчает нам проведение этой работы. Кстати, недавно я встречался с начальником Главного полицейского управления Швеции Стеном Хекшером и мы договорились активнее взаимодействовать в сфере контроля за экспортно-импортными операциями. Сегодня наши оперативники и их шведские коллеги совместно работают по конкретным делам. Энергично развиваем сотрудничество и с соответствующими структурами в странах СНГ. Буквально на днях я вернулся из Казахстана, где прошло второе заседание Координационного совета руководителей органов налоговых расследований государств-участников СНГ. Там мы решили, что настала пора переходить к планированию и реализации крупномасштабных операций межгосударственного уровня, направленных в первую очередь против транснациональных преступных группировок.

Так что приоритеты расставлены, и есть уверенность, что совместными усилиями нам удастся остановить основной поток "грязных" денег, захлестнувший страну, вернуть осевшие за рубежом капиталы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
1162
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
1433
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
1303
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
1277

Другие новости