В БЛИЖАЙШЕЕ время в Государственную Думу должен поступить новый пакет налоговых законопроектов.
Прежде всего речь идет о самом, пожалуй, спорном из российских налогов - о налоге с продаж. Как заявил первый заместитель министра финансов Сергей Шаталов, ему предполагается отвести отдельную главу в части второй Налогового кодекса. Такая необходимость назрела по двум причинам. Во-первых, вступила в силу часть первая Налогового кодекса, а, во-вторых, в январе 2001 года Конституционный суд признал не соответствующим действующей Конституции порядок взимания налога с продаж. "Существование налога с продаж одновременно с налогом на добавленную стоимость неправильно", - подчеркнул первый замминистра. При этом он добавил, что правительство вынуждено пока его сохранить, так как территориальные бюджеты в противном случае лишатся значительных поступлений. Предполагается, что в следующем году бюджеты получат от налога с продаж 55 млрд. руб.
Однако, как планирует кабинет министров, налог с продаж будет действовать до 2004 года. Пока же, чтобы как-то подсластить горькую пилюлю тем, кто рассчитывал уже со следующего года распрощаться с этим налогом, правительство расширяет перечень товаров и услуг, освобожденных от уплаты налога. В перечень будут включены мясо, рыба, овощи, а также платные медицинские услуги, лотерейные билеты и оплата труда в натуральной форме. Этот проект уже согласован с Министерством юстиции РФ и, по словам Шаталова, будет внесен на рассмотрение в Госдуму еще до конца мая.
Также планируется до парламентских каникул внести ряд поправок в уже действующую главу НК "Единый социальный налог". Этот проект поправок обсуждался на встрече Сергея Шаталова с министром по налогам и сборам Геннадием Букаевым. Фискалы намерены серьезно расширить налогооблагаемую базу взамен на небольшие технические упрощения. Одним из таких упрощений станет возможность уплаты ЕСН одним платежным поручением, вместо девяти действующих. По словам замминистра по налогам и сборам Салавата Аминева, такое новшество станет возможным, если будет одобрено предложение налоговиков об установке единой налогооблагаемой базы для всех фондов.
Еще одним положительным моментом поправок ЕСН станет освобождение от налогообложения выплат организаций, занимающихся благотворительной и некоммерческой деятельностью, а также выплат, производимых в пользу физических лиц, организациями, не связанными с налогоплательщиком трудовыми и договорными отношениями. Но взамен этого налоговики хотят исключить пункт 4 из статьи 236 НК. В нем говорится, что "выплаты работодателей в пользу работников не признаются объектом налогообложения, если производятся за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль, а для индивидуального предпринимателя либо физического лица - после уплаты налога на доходы". Кроме того, ЕСН придется платить и тем предприятиям, которые перешли на единый налог, на вмененный доход, и кооперативам, пока освобожденным от его уплаты.
Однако главной поправкой в области ЕСН станет применение регрессивной шкалы. Сейчас главная задача Министерства по налогам и сборам - как можно более ее либерализовать. Для этого налоговики предлагают снизить планку перехода на регрессивную шкалу до 30 тыс. руб. Сейчас же предприятие вправе претендовать на налоговые льготы, если за год доход одного работника составлял 50 тыс. руб.
МНС также внесло в правительство проект постановления о порядке и условиях проведения реструктуризации задолженности по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды. Так, этот проект предусматривает погашение задолженности по взносам и 25% по пеням и штрафам путем рассрочки на период не более пяти лет. Если организация выполняет это условие, то задолженности по пеням и штрафам будут списаны на 75%.
По мнению Сергея Шаталова, глава о налоге с продаж и поправки в единый социальный налог скорее всего не будут приняты до окончания весенней сессии, однако Министерство финансов рассчитывает на их принятие до конца года.
Зато, по словам Сергея Шаталова, до парламентских каникул Дума примет закон о налоге на прибыль и о налоге на добычу полезных ископаемых. Оба закона активно обсуждаются в Думе, только по налогу на прибыль получено более двух тысяч поправок. "Работа идет очень трудно", - подчеркнул Сергей Шаталов.
Касаясь налогообложения нефтяных компаний, замминистра заявил, что правительство ставит вопрос о ликвидации трансфертного ценообразования. "Этот механизм позволяет компаниям нефтяной отрасли существенно экономить на налогах", - заявил Шаталов. Разброс цен здесь очень велик: от 800-900 руб. до 3,5 тыс. руб. за тонну сырой нефти. "Естественно, такой разброс не имеет рыночного характера и прямых потерь для федерального бюджета нет, но теряют бюджеты других уровней", - добавил он.
В связи с этим Шаталов отметил, что правительство намерено в целом реформировать систему налогообложения нефтяных компаний и предлагает ввести налог на добычу полезных ископаемых, который должен решить проблемы трансфертного ценообразования в нефтяной отрасли.
Первый замминистра финансов уверен, что введение нового налога практически не увеличит налоговую нагрузку на нефтяную отрасль и не приведет к росту цен на рынке нефтепродуктов. Хотя сами нефтяники высказывают диаметрально противоположное мнение.
Несомненным, однако, остается тот факт, что для правительства очень важно принятие нового налогового пакета в этом году. Как подчеркнул Сергей Шаталов, кабинет министров сможет найти конструктивные решения по согласованию с Госдумой бюджетообразующих законопроектов. "Резерв у правительства для формирования бюджета-2002 крайне мал", - сказал он, добавив, что, по оценке Минфина, сумма средств, которая будет недополучена бюджетом в будущем году из-за снижения налоговой нагрузки, является максимально возможной. Стоит отметить, что в бюджете следующего года доходы, по версии Шаталова, должны достичь 1,5 трлн. руб.