ПОХОЖЕ, что в недалеком будущем примерно 18 млн. российских семей придется вспомнить опыт предков и начать заготавливать дрова, чтобы минимально обеспечить себя теплом и возможностью приготовить пищу. Речь идет о той категории населения - а это более 60 млн. человек, в чьих домах отсутствует централизованное снабжение природным газом, и потому они вынуждены использовать сжиженный бытовой газ (пропан-бутан).
В настоящее время цена на этот вид топлива стала слишком высокой, и население само не в состоянии покрывать все расходы. Конечно, местные власти стараются делать все от них зависящее и берут часть издержек на себя, однако принципиально так проблему не решить.
Следует заметить, что ситуация с добычей и поставками сжиженного газа сложилась непростая и довольно парадоксальная. В среднем одна семья нуждается в 203 кг СПГ в год. Однако уже к 1999 году реальное потребление пропан-бутана сократилось почти в три раза: до 76 кг. К настоящему времени, чтобы покрыть дефицит СПГ, по оценкам специалистов, необходимо ежегодно направлять на коммунально-бытовое потребление не менее 3,65 млн. тонн, или 60% всего производимого в стране СПГ. Но на фоне резкого сокращения за последнее десятилетие производства сжиженных газов (с 8,7 до 5,5 млн. тонн) его бытовое потребление упало до 1,38 млн. тонн.
Сокращение производства СПГ - одна из причин сложившегося в стране дефицита. Вторая же - в том, что львиная доля произведенного газа уходит из страны за границу. В сложившихся экономических условиях производителям и перепродавцам газа просто невыгодно оставлять его на внутреннем рынке и поставлять в дома россиян, а легче и прибыльней гнать на экспорт. Безусловно, с точки зрения отдельных предпринимателей, это логично и выгодно, но с позиций государственных - налицо лишение миллионов россиян реальных возможностей обогреться и приготовить пищу.
Собственно говоря, вопрос уже давно упирается в проблему добычи, переработки и реализации нефтяного попутного газа (НПГ), который и идет на производство сжиженного пропан-бутана. В связи с подготовкой в Госдуме проекта закона "О государственном регулировании использования нефтяного попутного газа" по поводу цен на НПГ разгорелась нешуточная дискуссия, основными участниками которой стали нефтяники, газопереработчики и нефтехимики. Аргументы последних выглядят наиболее убедительными с точки зрения как государственных интересов, так и миллионов потребителей сжиженного газа. Их суть сводится к двум принципиальным положениям. Во-первых, необходимо пересмотреть экспортную политику продажи исключительно углеводородного сырья, особенно НПГ, и продуктов самых низких степеней его передела, то есть сжиженного газа. Наша нефтегазохимическая промышленность способна сама эффективно использовать это ценнейшее сырье и производить из него конечные продукты с высокой добавленной стоимостью. Именно они и должны стать основой российского экспорта и, естественно, преобладать на внутреннем рынке, вытеснив импортные аналоги. Во-вторых, недопустимо резкое повышение закупочной цены на НПГ, которого добиваются некоторые нефтяные корпорации. Такой шаг может подрубить основы российской нефтехимии, которая сейчас начала вставать на ноги, и сделать ее неконкурентоспособной на мировом рынке. Кроме того, для миллионов россиян рассматриваемая сейчас в различных министерствах и ведомствах возможность повышения цены на попутный нефтяной газ со 150 до 450 руб. за 1 тыс. кубометров обернется резким повышением стоимости бытового сжиженного газа. Такое троекратное повышение цены обернется созданием искусственного перепроизводства, когда население просто будет не в состоянии купить этот жизненно необходимый продукт, а получившийся таким образом избыток СБГ нарастающим потоком снова пойдет на экспорт.