ПЕРВОГО июля российских грузоотправителей ожидает сюрприз: в целях унификации тарифов на железнодорожном транспорте ставки на перевозки экспортных грузов до российских портов снова начнут рассчитываться по "внутреннему" прейскуранту.
"Снова" - потому что за последние два года разница между внутренними и экспортными тарифами существенно увеличилась. В 1998 году железнодорожники пошли на беспрецедентный шаг - несмотря на дефолт, "заморозили" тарифы на внутренние перевозки и тем самым помогли сгладить последствия экономического кризиса в России.
Тем не менее и сами железнодорожники, и все заинтересованные стороны сходились в одном: тарифы надо сближать, а в перспективе и выравнивать. Наблюдались, правда, некоторые разногласия, касавшиеся сроков и цифр. Однако если еще в начале этого года и правительственная комиссия по тарифному регулированию под председательством Виктора Христенко, и ряд министерств и ведомств склонялись к варианту железнодорожников - о постепенном, эволюционном процессе выравнивания действующих тарифов (который предусматривал два, три, а то и четыре года), то весной правительство кардинально изменило свой подход. На заседании комиссии было принято решение начать унификацию тарифов с 1 июля 2001 года. Ставки на внутрироссийские перевозки возрастут на 21%. Международный же тариф будет упразднен пока лишь для грузов, которые экспортируются через российские морские порты. Второй этап начнется 1 января 2002 года, когда под это решение подпадут все железнодорожные экспортно-импортные грузы.
На сближении тарифов, как это ни странно, настаивали в первую очередь экспортеры. Их жалобы на завышенные расценки, правда, выглядят крокодиловыми слезами: для товаропроизводителей, ориентированных на экспорт, расходы на грузоперевозки практически не изменились, ведь тарифная составляющая экспортных грузов, как и раньше, исчисляется в валюте. Экспортеров горячо поддержала администрация морских портов. Их представители даже выступили с декларацией в поддержку унификации тарифов. Хотя, по словам представителей администрации некоторых портов, грузопоток у них, например, от этого не увеличится. К тому же не менее половины объемов грузов, которые шли через порты, возили со скидками.
Что касается скидок, которые действительно предоставлялись Министерством путей сообщения для ряда отраслей, в частности, для перевозки каменного угля, руды, нефти, мазута, сахарной свеклы, бахчевых культур и т.д., то тарифной комиссией было принято решение отменить или повысить понижающие коэффициенты. Таким образом, по мнению специалистов, МПС сможет компенсировать выпадающие доходы от унификации тарифов. А эта цифра, по оценкам экспертов, составляет ни много, ни мало - 19,7 млрд. руб. Расчеты показывают, что решение об отмене скидок позволит получать железным дорогам дополнительные доходы около 2,5 млрд. руб. в год. Где взять остальные 17 с лишним миллиардов - пока толком не знает никто.
А ведь эти доходы от экспортных тарифов использовались железнодорожниками для сохранения внутреннего тарифа на одном уровне. Это позволяло поддерживать внутренних производителей, а, значит, развивать экономику страны. Вдобавок, из этих же доходов выделялись средства для перекрестного субсидирования убыточных пассажирских перевозок - как дальнего следования, так и пригородных. Прибавьте сюда налоги, инвестиции в развитие собственной отрасли - вот куда направлялась эта, казалось бы, гигантская сумма.
Как считают эксперты, сложившееся сегодня соотношение тарифов соответствует ценовому паритету России и зарубежья. И одномоментно переносить нагрузку с внешних тарифов на внутренние - значит ломать этот паритет, причем явно не в пользу отечественных товаропроизводителей и товаропотребителей. Но тем не менее решение о довольно резком сближении тарифов принято. А значит, готовьтесь, дорогие россияне, к повышению цен на отечественную продукцию как с 1 июля текущего, так и с 1 января следующего года.