НЕДАВНО бывший министр экологии, а ныне президент Международного эколого-политологического университета Виктор Данилов-Данильян с тревогой говорил о проблемах глобального потепления, основной причиной которого являются тепловые электростанции, выделяющие огромные массы парниковых газов: окислов азота, метана, двуокиси углерода и т.д. Но он же призывал делать на этом бизнес - торговать квотами на загрязнение воздуха.
ООН по так называемому Киотскому протоколу установила для развитых стран обязательные нормативы снижения выбросов парниковых газов. Для России этот норматив минимальный, ибо в связи с экономическим спадом резко сократились промышленные выбросы. В результате появилась возможность "приторговывать" своими квотами на допустимое рамками Киотского протокола загрязнение атмосферы. Ведь парниковые газы над "родиной" не задерживаются, а расползаются над всей планетой. Поэтому достаточно заменить на российских электростанциях стареющее оборудование на более совершенное, как выбросы вредных газов упадут значительно ниже нормативов ООН. И это гораздо дешевле, чем западным странам изощряться и менять свое и без того совершенное оборудование, дающее минимальные выбросы. Ведь, доведя оборудование до идеала, гораздо дороже продолжать снижение выбросов. Поэтому, считает Данилов-Данильян, нам отдадут новейшее оборудование бесплатно - в обмен на освободившиеся квоты.
В итоге за счет России многие страны могут выполнить программу ООН, а наша страна получит минимум 30 миллиардов долларов в виде поставок оборудования и новейших технологий.
После этого разговора с экс-министром экологии мы обратились к генеральному директору Мосэнерго Александру Ремезову с просьбой прокомментировать положения Киотского протокола - насколько реально, что развитые страны готовы бесплатно модернизировать нашу энергетику. Казалось бы, что за эту идею Мосэнерго должно было просто ухватиться, ведь это крупнейшая энергосистема страны, вырабатывающая 10% электричества в системе РАО "ЕЭС России", - одновременно и крупнейший генератор парниковых газов.
- Вокруг Киотского протокола, - ответил генеральный директор Мосэнерго, - очень много споров. И далеко не все страны к нему присоединились. Но Россия его подписала, поэтому мы пытались вести переговоры на эту тему с японцами. Пока шла речь об идеях, все со всем были согласны. Но как только дело доходит до конкретных деталей контракта, все серьезные разговоры уходят в песок, и уже ни о какой бесплатности речи не идет. Так что на зарубежных партнеров мы не рассчитываем, делаем все сами. И наши успехи говорят, что мы и своими силами справимся с проблемой...
Выброс парниковых газов во многом связан с КПД применяемого энергетического оборудования: чем он ниже, тем больше топлива для достижения проектной мощности приходится тратить, тем, естественно, больше отходов попадает в атмосферу. Мосэнерго сейчас начало реконструкцию наиболее старых станций, таких как Каширская и Шатурская ГРЭС, коптящие небо. Вводятся в строй высокоэкономичные и производительные газотурбинные установки (ГТУ) в Электростали, подобные ГТУ будут установлены в Жуковском и Химках. Расширяется Загорская гидроаккумулирующая электростанция, три крупных современных генерирующих агрегата будут установлены на Северной ГРЭС. Так что без всякой привязки к западным проектам компания эффективно решает важнейшие экологические проблемы, связанные с парниковым эффектом.
Но есть и другие злободневные задачи. Доктор химических наук, профессор МГУ Виктор Авдеев - генеральный директор НПО "Унихимтэк" считает, что энергетические объекты вносят в валовой выброс загрязняющих веществ в атмосферу наибольший вклад - 57%. Вторым по значению является автомобильный транспорт, которым особенно сильно перегружен московский регион.
И если бы энергетики не работали постоянно и целеустремленно над проблемами экологии, то ситуация была бы куда хуже. Вот что, в частности, говорит Александр Ремезов: "Мосэнерго планомерно снижает выбросы вредных веществ в атмосферу. За последние три года мы снизили их в три раза, не меняя структуру сжигания топлива. К свету, теплу и чистому воздуху - таков на деле лозунг нашей энергетической компании".
Работы по охране воздушного и водного бассейнов столицы Мосэнерго проводит, руководствуясь утвержденной правительством Москвы "Программой экологических мероприятий в области энергетики на период до 2010 года". В ее реализации участвуют крупные научно-исследовательские организации города, вузы, ведущие фирмы. В итоге уже 20 лет в энергосистеме Москвы происходит постоянное снижение выбросов, загрязняющих воздух. Безусловно, свой вклад в чистоту московского воздуха внес перевод электростанций на природный газ. Сегодня его доля на московских ТЭЦ составляет 96-97%.
Большим подспорьем для энергетиков становятся новейшие технологии и передовое оборудование. К примеру, страсти вокруг ТЭЦ-27 (Северной) бушевали до тех пор, пока на станции - впервые в российской энергетике - не была смонтирована датская система каталитической очистки дымовых газов от окислов азота. Ныне Северная ТЭЦ отвечает самым высоким мировым экологическим требованиям. Например, содержание солей в сточных водах ТЭЦ-27 при норме 1000 мг/л равно 300-580 мг/л.
Однако проблема экологии еще встанет перед энергетиками, и к этому они готовятся. По оценке главного инженера компании Игоря Горюнова, ежегодный прирост потребляемой электроэнергии сейчас составляет 3-4%. И покрыть его газом не удастся, лимиты на это топливо жестко определены и в связи с ограниченностью ресурсов увеличиваться не будут. Специалисты Мосэнерго ищут новые теплоносители и обратили внимание, в частности, на торф. Но использовать его они будут на отдаленной от столицы Шатурской ГРЭС. В городе же некоторым электростанциям придется перейти на каменный уголь и мазут, что потребует весьма серьезной заботы об очистных сооружениях.
Профессор Виктор Авдеев весьма доволен тем, как энергетики решают проблему водоочистки. Им удалось на 30% снизить потребление воды питьевого качества, осуществить комплекс работ по снижению водопотребления и повторному использованию воды. Для очистки использованной воды широко применяются ионообменные смолы, магнитная обработка, электродиализ, обратный осмос.
Стараются инженеры избавиться и от вредных материалов, применяемых в энергетическом машиностроении. В частности, особенно активно заменяют канцерогенный асбест на экологически чистые новейшие материалы. К таким, например, относится графит, который начинает все шире использоваться в уплотнителях.
Иными словами, все научные и инженерные проблемы Мосэнерго может решать весьма эффективно. Но в полную силу работать над проблемами экологии компании до сих пор мешал дефицит средств. Полная замена устаревшего оборудования, почти половина которого изрядно изношена, требует миллиардных долларовых вложений. А хронические неплатежи за отпущенную и потребленную электроэнергию вынуждали инженеров Мосэнерго делать упор на малозатратные мероприятия.
Сейчас, считают энергетики, пришло время расчитывать на привлечение инвестиционных средств, как отечественных, так и, что вполне возможно, из-за рубежа. И тогда, имея необходимые ресурсы, все сложные проблемы экологии будут решаться быстрее и эффективнее.