СЕГОДНЯ можно с уверенностью говорить, что российская атомная энергетика является одной из важнейших составляющих энергообеспечения страны. В составе отрасли - 30 энергоблоков общей мощностью более 22 ГВт. В 2000 году атомные станции выработали 130 млрд. кВт-ч электроэнергии.
В истории развития атомной энергетики неоднократно появлялись предложения по ее реструктуризации, частично реализованные в восьмидесятые годы. Тогда все генерирующие объекты были распределены между Минсредмашем СССР и Минэнерго СССР. Такое разделение породило ряд существенных и опасных недостатков, которые привели к ослаблению контроля за безопасностью отрасли. После аварии на Чернобыльской АЭС отрасль опять была централизована, в ней навели довольно жесткий порядок, поддерживаемый концерном "Росэнергоатом". Результат не замедлил сказаться: по удельной частоте внеплановых остановок энергоблоков, которая является основной характеристикой уровня безопасности при эксплуатации атомных станций, российская атомная энергетика уже многие годы входит в тройку самых надежных наряду с германской и японской. В то же время положение эенргообъектов, оставшихся вне концерна "Росэнергоатом", не столь блестяще. Так, Ленинградская АЭС, долгое время являвшаяся лучшей в системе Минатомэнерго СССР и в силу субъективных причин оказавшаяся вне объединения, отстала по показателю безопасности и эффективности работы от большинства атомных станций концерна "Росэнергоатом".
К сожалению, такое благополучное положение дел в скором времени может измениться. Предлагаемое разделение российской атомной энергетики на несколько генерирующих компаний приведет к потере в этой отрасли единой технической политики, утрате экономической эффективности и снижению безопасности. В первую очередь снизятся безопасность и надежность отечественных атомных станций. Их эффективность и, таким образом, конкурентоспособность также пойдут на спад. Действительно, в этом случае повысится отпускная цена на производимую АЭС энергию, увеличится численность персонала, зависимость от поставщиков оборудования и услуг значительно вырастет. При этом неизбежно снижение экспортной привлекательности наших атомных станций. Такая потеря единого координирующего центра приведет к ослаблению защищенности отечественного рынка энергетического оборудования от мощных зарубежных энергомашиностроительных фирм. Тем более, что иностранные концерны в последние годы усилили свою экспансию на рынки стран СНГ и особенно Украины. В связи с этим на бюджет государства ляжет дополнительный груз финансовых затрат, связанных с эксплуатацией энергоблоков АЭС, оказавшихся неконкурентоспособными.