-CЕРГЕЙ ЮРЬЕВИЧ, в прессе неоднократно появлялись сообщения о том, что министру экономического развития и торговли Герману Грефу удалось наконец выйти на согласованный вариант стратегии долгосрочного социально-экономического развития страны, сведя воедино предложения его экспертов, рекомендации ученых Российской академии наук, концепцию рабочей группы Государственного совета, предложения парламента. Так ли это?
- К сожалению, нет. Текст проекта "Основных направлений социально-экономического развития страны на период до 2010 года", обсуждавшийся на заседании правительства 22 марта, мало чем отличался от июньского варианта прошлого года. По итогам общероссийской дискуссии о стратегии экономического развития России было принято заключение, в котором отмечались весьма серьезные недостатки этого документа: отсутствие необходимых мер по формированию благоприятных макроэкономических условий для роста производства и инвестиций; недостаточность мер по повышению инвестиционной и инновационной активности; ошибочная стратегия структурной политики, игнорирующая закономерности современного экономического роста и недооценивающая возможности имеющегося в России научно-технического потенциала; непонимание роли государства в обеспечении развития современной экономики. Все эти недостатки характерны и для новой редакции проекта документа Минэкономразвития.
- Неужели документ действительно так примитивен?
- Судите сами. Ключевое направление экономической политики, провозглашаемое в этом документе, - дерегулирование. По сути, это самоустранение государства от ответственности за состояние экономики, свертывание его функций, продолжение экономической политики, навязанной России Международным валютным фондом, которая уже неоднократно приводила к плачевным результатам.
Вопреки научным знаниям о механизмах современного экономического роста правительственные экономисты опираются на умозрительные схоластические модели, наглядные для обучения школьников, но совершенно непригодные для реальной экономической политики.
Авторам проекта стратегии Минэкономразвития, похоже, невдомек, что основным фактором долгосрочного экономического роста является научно-технический прогресс, не понимают они и роли государства в его обеспечении. Призывая к дерегулированию и сокращению государственных расходов, они даже не отдают себе отчета в том, что рост расходов государства в ВВП развитых стран за последнее столетие с 10 до 40-50% объясняется объективной необходимостью развития науки и образования, социальной и производственной инфраструктуры, человеческого потенциала как главных факторов конкурентоспособности современной экономики. Полезно было бы им прочитать хотя бы курс современной экономической истории. Познакомиться с концепцией государства всеобщего благосостояния, принятой на вооружение ведущими странами с рыночной экономикой со времен Нового курса Рузвельта. Со школой человеческих отношений, использовавшейся в практике управления еще полвека назад. С современной теорией экономического развития и организации экономической деятельности, для которой характерны непрерывный инновационный процесс, привлечение трудящихся к управлению, долгосрочное прогнозирование и планирование на всех уровнях регулирования экономики.
- Может быть, господин Греф и его соавторы по-другому видят главные приоритеты экономической политики?
- В том-то и дело, что по-другому. Парадоксальным образом они уходят от главных проблем социально-экономического развития России, без решения которых все декларируемые ими цели достижения высоких темпов экономического роста и подъема благосостояния останутся благими пожеланиями. Одна из них - ожидаемое массовое выбытие основных производственных фондов вследствие их физического и морального износа. Согласно прогнозным оценкам, при сохранении нынешнего уровня инвестиционной активности через три года мы лишимся четверти производственных мощностей, а к 2010 году - половины. Эта проблема, как и угроза деградации научно-технического и интеллектуального потенциала страны вследствие многократного недоинвестирования в НИОКР и образование, оставлена в проекте стратегии Минэкономразвития без внимания. Проигнорирована и другая очевидная угроза развитию российской экономики - возможность дестабилизации и кризиса финансовой системы под влиянием возникновения новых финансовых пирамид и крупномасштабных флуктуаций международного спекулятивного капитала.
Что говорить, если в качестве ключевой идеи структурной перестройки экономики вполне серьезно предлагается "ликвидировать обширный сектор убыточных производств". Авторы как будто не знают, что убыточными на сегодняшний день являются около 40% предприятий промышленности и более 2/3 предприятий сельского хозяйства. Причем большая часть из них нерентабельна из-за ценовых диспропорций, недоступности кредита, недобросовестной конкуренции из-за рубежа и других макроэкономических причин, не зависящих от деятельности предприятий. А что делать с десятками миллионов квалифицированных специалистов, которые будут обречены на вынужденную безработицу в случае осуществления предлагаемой Минэкономразвития структурной политики?
Приоритеты, выдвинутые в вышеназванном проекте, не отличаются оригинальностью. Прежде всего это совершенствование законодательства и улучшение общего предпринимательского климата. Сразу скажу: ни у ученых, ни у народно-патриотических сил, ни у меня лично нет возражений против тезиса о дебюрократизации государственного регулирования экономики. Но это практический вопрос текущей политики. Коррупция и неэффективность действующей системы государственного управления - следствие безответственности власти. И это как раз тот случай, когда "не замечают бревна в своем глазу".
Например, в самом Минэкономразвития творится бюрократический произвол в отношении распределения квот на производство технического спирта. Не имея сколько-нибудь обоснованного баланса производства и потребления спирта, подчиненные главного идеолога дерегулирования, как говорят работающие в этой отрасли руководители предприятий, распределяют квоты на его производство исходя из соображений собственной выгоды. Сложилась даже такса поборов за выделение квоты - рубль за право произвести литр технического спирта. Для этого придумали невиданное в мировой практике тройное регулирование производства в отрасли - через квотирование производства, лицензирование деятельности и спецразрешение каждой поставки.
Данный пример приводится не для того, чтобы обвинить руководство Минэкономразвития в демагогии, а как иллюстрация банальности тех рекомендаций, в отношении которых не нужно говорить, а нужно делать. При этом действительно важные для кардинального улучшения предпринимательского климата, но не простые меры, предусматривающие, в частности, организацию кредитования предпринимательской деятельности, подавление организованной преступности, снижение налогов и других, в проекте стратегии Минэкономразвития не просматриваются.
- На что же можно надеяться в случае принятия правительством проекта экономической программы на долгосрочную перспективу, подготовленного Минэкономразвития?
- Согласно расчетам, проведенным в ведущих экономических институтах страны, прогноз реализации "Основных направлений" характеризуется следующей динамикой макроэкономических показателей: среднегодовой прирост ВВП за период 2000-2010 годов составит около 1,5% (вместо 5%, заявленных в "Основных направлениях"); прирост потребления домашних хозяйств за весь период до 2010 года - 12% (вместо соответственно 82%); прирост инвестиций в основной капитал - 70% (вместо 171%). В итоге ожидаемые результаты социально-экономического развития страны к 2010 году будут характеризоваться: сокращением совокупного производственного потенциала на 25-30%; стагнацией уровня жизни четверти населения с доходами ниже прожиточного минимума; переходом прав собственности на прибыльные российские предприятия с ликвидными акциями к иностранцам; углублением дифференциации регионов по уровню бюджетной обеспеченности населения. Окончательно закрепится зависимое положение России на периферии мировой экономики в качестве источника дешевого сырья и рабочей силы, без достаточных внутренних возможностей для самостоятельного развития. Существующие пока еще возможности вывода российской экономики на траекторию устойчивого и быстрого экономического роста с темпом 7-8% в год будут безвозвратно упущены.
- А что нужно для реализации этих возможностей?
- Необходимая система мер долгосрочной экономической политики государства неоднократно предлагалась институтами РАН, объединениями товаропроизводителей, народно-патриотическими силами. Значительная часть этих предложений включена в Концепцию стратегического развития России до 2010 года, представленную рабочей группой Государственного совета под руководством В.И. Ишаева. Приведу наиболее существенные из них, реализация которых выведет экономику страны на траекторию устойчивого и быстрого экономического роста.
Во-первых, это обеспечение благоприятных макроэкономических условий для роста производства и инвестиций, включая: создание механизмов рефинансирования производственной деятельности с использованием технологий переучета векселей производственных предприятий и регулирования процентных ставок; снижение налогов на производственную деятельность и заработную плату, освобождение от налогообложения доходов предприятий, направляемых на инвестиции в развитие производства; поддержание обменного курса рубля и таможенных тарифов на уровне, обеспечивающем конкурентоспособность российских товаропроизводителей; дедолларизацию экономики, переход к внешней конвертируемости рубля; нормализацию ценовых пропорций с целью обеспечения расширенного воспроизводства научно-производственного потенциала страны на основе повышения эффективности контроля над ценами и тарифами в высокомонополизированных сферах экономики, пресечения недобросовестной ценовой конкуренции.
Во-вторых, это многократное повышение инвестиционной и инновационной активности, структурная перестройка российской экономики на основе широкого распространения современных и новейших технологий с опорой на реализацию сравнительных преимуществ национальной экономики. Для этого необходимо проведение активной научно-технической, структурной и промышленной политики; формирование современных производственно-технологических структур с высоким потенциалом роста на мировом рынке; создание полноценных институтов развития на основе государственной банковской системы; запуск механизмов государственной поддержки высокотехнологического экспорта товаров и импорта новых технологий; принятие действенных мер по пресечению нелегального вывоза капитала; всемерное стимулирование научно-технического прогресса, включая обеспечение законодательно установленных нормативов бюджетного финансирования научных исследований и освобождение расходов предприятий на НИОКР от налогообложения.
В-третьих, это опережающее повышение оплаты труда, ее относительного и абсолютного уровня, преодоление вынужденной безработицы, поддержка малого и среднего предпринимательства, традиционных промыслов, народных предприятий и кооперативов; развитие институтов социального партнерства, усиление роли трехсторонних комиссий, расширение прав трудящихся в управлении предприятиями.
В-четвертых, это преодоление бюджетного кризиса на основе повышения доходов федерального бюджета за счет: ренты от эксплуатации природных ресурсов; создания эффективного механизма валютного контроля; прибыли государственных монополий, включая принадлежащие государству естественные монополии и Центральный банк; кардинального повышения эффективности использования государственного имущества; усиления государственного контроля над оборотом алкогольной продукции; отмены необоснованных льгот в таможенном законодательстве, налогообложении импорта услуг.
И, наконец, в-пятых, это активизация социальной политики в целях преодоления тенденций деградации человеческого потенциала и вымирания нации, безусловное выполнение законодательно установленных нормативов бюджетного финансирования образования, науки, культуры, здравоохранения.
Все эти предложения были подтверждены в рекомендациях прошедших 3 апреля в Государственной Думе парламентских слушаний "О стратегии социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу".
- На какие темпы экономического роста можно рассчитывать при реализации этих предложений?
- По расчетам, проведенным в Отделении экономики РАН, при реализации комплекса мер по структурной перестройке и модернизации экономики, обеспечению устойчивого роста, частично указанных выше, ожидаемые темпы роста ВВП составят около 7-8% в год, инвестиций - до 20% в год, заработной платы - 10-15%.
- Почему же Минэкономразвития не учитывает этих предложений?
- Сложный вопрос. Проще всего было бы сказать - руководители этого ведомства упорствуют в своем невежестве. Но необходимость реализации перечисленных выше направлений экономической политики на словах ими не отрицается. Более того, в ряде СМИ, как вы сами сказали, руководство Минэкономразвития заявляет об учете тех или иных предложений ученых при доработке проекта стратегии. В новую редакцию подготовленного министерством документа после фактического отклонения "Основных направлений" на заседании правительства 22 марта многие из перечисленных выше положений включены. Однако сделано это формально - изменены заголовки некоторых разделов и параграфов, но содержание составляющих их мероприятий и соответствующего ресурсного обеспечения не раскрыто. В целом же новый проект документа остается малосодержательным и неоперациональным. В отсутствие необходимых мер экономической политики декларируемые в нем цели останутся благими пожеланиями.
Если называть вещи своими именами, властвующая олигархия успешно реализует свои интересы, сохраняя сложившееся "статус-кво". Те, кто контролирует основные финансовые потоки, присвоение природной и монопольной ренты, вывозит миллиарды долларов из страны, действительно менять ничего не хотят. Приватизировав государственную власть и государственную собственность, употребив их в своих интересах, они больше не нуждаются в государстве, навязывая пресловутое дерегулирование. С точки зрения их интересов любые предложения, направленные на повышение эффективности государственного регулирования экономики, неприемлемы.
- Что вы предлагаете делать?
- В соответствии с Конституцией России реальная политическая власть сосредоточена в руках президента. На нем лежит ответственность за все, что делает правительство, осуществляющее социально-экономическую политику без какого-либо контроля со стороны парламента и общества. Народ проголосовал за президента, поверив его обещанию - навести порядок, сделать все возможное для повышения уровня жизни и вывода страны на траекторию экономического роста и процветания.
Однако назначенное президентом экономическое крыло правительства проводит сегодня (и предлагает на десятилетний период) политику сохранения "статус-кво", при которой олигархи будут становиться все богаче, а народ все беднее. В случае реализации проекта стратегии Минэкономразвития ожидаемые темпы экономического роста не позволят восстановить дореформенный уровень жизни населения ранее 2015 года. Четверть наших сограждан в течение еще десятилетия будет обречена на существование за пределами прожиточного минимума. Планируемый отказ от всеобщей системы обеспечения базовых социальных гарантий и реализация модели субсидиарного государства будут означать для половины населения переход в категорию бесправных людей, униженно вымаливающих адресные субсидии у бюрократов. При этом с богатых сняли прогрессивный налог, дав возможность легализовать ранее сокрытые доходы. Пообещали навсегда закрыть глаза на нарушения законодательства и расхищение государственной собственности в ходе приватизационной кампании. Объявили о снятии ограничений на вывоз капитала, следствием чего станет новый виток дестабилизации валютного курса и финансовой системы страны.
Очевидно, что вопреки провозглашаемой президентом линии на объединение общества, укрепление государства и восстановление могущества России нам навязывается стратегия, усугубляющая социальную дифференциацию, предопределяющая распад общества на антагонистические классы, закрепление страны на периферии мирового рынка в качестве де-факто лишенного самостоятельности поставщика сырьевых ресурсов.
Выбор за президентом страны - либо провозглашенные им цели останутся "разговором в пользу бедных", либо придется всерьез заняться выбором экономической политики и стратегии долгосрочного экономического развития страны. Я надеюсь на последнее. По итогам упомянутых парламентских слушаний мы рекомендовали сформировать Комиссию по разработке основных направлений государственной социально-экономической политики при президенте Российской Федерации, которая должна разработать научно-обоснованную стратегию долгосрочного социально-экономического развития страны.
Думаю, что эту работу следует поручить специалистам. По меньшей мере тем, кто знает о закономерностях современного экономического роста и долгосрочных тенденциях мирового научно-технического и социально-экономического развития, а также хорошо представляет себе нынешнее состояние отечественного научно-производственного потенциала, его слабости и конкурентные преимущества. Лучше всего эту работу сможет выполнить Российская академия наук. И раньше в нашей стране, впрочем, как и во всем мире, этим занимались ученые. Именно Академия наук и Госкомитет по науке и технике отвечали за разработку долгосрочных прогнозов и программ научно-технического и социально-экономического развития страны.
- Но ведь в сообщениях СМИ со ссылкой на господина Грефа говорилось, что ученых РАН привлекали к работе над "Основными направлениями" и их рекомендации учитывались?
- Самое большое, что раздражает в этой истории, - инфантильное отношение к столь важному делу. Первое время работы над стратегией в Минэкономразвития собрали "междусобойчик" из круга своих друзей и вообще не обращали внимания на рекомендации ведущих ученых и научных институтов страны, полностью проигнорировав результаты упомянутой выше общероссийской дискуссии о стратегии экономического развития России. Даже после заседания Государственного совета, одобрившего, по сути, альтернативную Концепцию стратегии развития России до 2010 года, вместо организации совместной работы Минэкономразвития месяц назад попыталось провести через правительство фактически тот же, но слегка отредактированный документ. И до сих пор, несмотря поручение президента и решение правительства, в доработке стратегии ни рабочая группа Госсовета, ни институты РАН, насколько мне известно, не участвовали, хотя часть наших предложений формально была учтена.