ОДНИМ из значимых событий прошлого года в нашей стране стало введение плоской шкалы подоходного налога. Многие аналитики связывают с этим большие надежды, говоря о том, что при такой либеральной системе налогообложения физических лиц многие наши граждане легализуют свои доходы. Однако такой оптимизм должен пройти испытание временем.
Еще недавно в России действовала система, по которой налоги платило предприятие, не интересуясь наличием у работника других источников дохода. Сейчас в стране открылись возможности для неофициальных приработков, которые нередко оплачиваются "черным налом". Так, по данным ВЦИОМа, в 2000 году регулярная дополнительная работа была только у 4% работающего населения, а случайные приработки - еще у 12%. И скорее всего половина из работников, имеющих дополнительные доходы, получали деньги в конверте, так как работали по устной договоренности.
Как видим, лишь незначительная часть населения имела возможность самостоятельно принимать решение о том, платить налоги или нет. Фактически же в последние годы подавали декларации о доходах лишь 4 млн. человек, хотя экономически активного населения гораздо больше - примерно 70 млн.
Таким образом, повышению собираемости налогов с частных лиц будут способствовать прежде всего действия государства, направленные на более полное и честное выполнение обязательств перед народом. В первую очередь это касается экономической политики в социальной сфере. Недавнее Бюджетное послание Владимира Путина Федеральному собранию "О бюджетной политике на 2002 год" является тому свидетельством. В нем президент особо подчеркнул важность перехода на единую ставку налога на доходы физических лиц. Как он заявил, данная мера является "принципиальной позицией государства", и она будет сохранена "на годы вперед". Однако насколько это заявление совпадет с делом, покажет лишь время, а пока для человека, получающего 2-3 тыс. руб. в месяц, даже эти 13% кажутся непомерным побором. По мнению экспертов РЕЦЭП, плоская шкала направлена прежде всего на стимулирование предприятий и организаций к отказу от пресловутых конвертов.
Тем не менее представляется важным анализ отношения населения к нововведению. К концу прошлого года три четверти работающего населения России знали о введении с начала 2001 года новой системы подоходного налога. Однако парадоксален тот факт, что люди, имеющие дополнительные заработки, оказались менее осведомленными. И это косвенно доказывает, что именно дополнительные доходы зачастую выплачиваются неофициальным образом, минуя систему налогообложения.
Как видно из таблицы 1, население скорее не поддерживает решение о переходе с прогрессивной шкалы подоходного налога к плоской. И это мнение принципиально почти не меняется в зависимости от уровня образования опрошенных, благосостояния их семей. Однако стоит заметить, что более образованная и обеспеченная часть общества с большим пониманием относится к нововведению. Это и понятно. Здесь играют роль субъективные причины: если им раньше приходилось платить по максимальной ставке - 35%, то сейчас они будут платить лишь 13%, то есть доходы их увеличатся на 22%. А для менее обеспеченной части населения с введением плоской шкалы ничего не меняется.
Такая сдержанность населения в оценке изменений в Налоговом кодексе сопровождается еще большим пессимизмом в отношении действенности этих мер в борьбе с теневыми доходами. По опросу ВЦИОМа, опубликованному в докладе РЕЦЭП, в ноябре прошлого года лишь 29% населения согласились с тем, что в результате новых правил расчета подоходного налога люди будут меньше скрывать свои доходы. Примерно половина взрослого населения страны считает, что новые правила не повлияют на уровень легализации теневых доходов частных лиц (см. таблицу 2). Как видно из таблицы, чем больше доходы граждан и чем выше их образование, тем меньше оптимизма в оценке новой ставки подоходного налога. Так, в двух нижних децилях в распределении по доходам оптимистов - 41%, а уже в верхнем дециле - всего 24%. И это чрезвычайно важный показатель. Ведь именно люди с более высоким достатком имеют по несколько источников заработка, и как раз они представляют наиболее вероятную группу скрывающих свои реальные доходы.
Поэтому можно предположить, что одним из важных факторов вывода доходов граждан из тени является уверенность в том, что налоговое нововведение просуществует в стране достаточно долго. Среди значительной части населения распространено мнение, что единственная цель, которую преследует новшество, - это заставить доверчивых граждан официально показать свои теневые доходы, а затем опять вернуть прогрессивную шкалу налогообложения. По данным экспертов РЕЦЭП, лишь около трети работающего населения страны уверены, что новые правила будут действовать, как это обещано правительством, в течение нескольких ближайших лет. Практически столько же считают, что они будут действовать только этот год, а наиболее пессимистично настроенные полагают, что плоская шкала будет отменена еще до конца года. При этом наиболее пессимистичные ответы характерны для высокообразованных и высокодоходных групп респондентов.
Как показывает анализ мнений и представлений людей о перспективах легализации доходов за счет введения единой шкалы подоходного налога, вероятность успеха в сокращении теневых доходов невелика.
По мнению экспертов РЕЦЭП, введение плоской шкалы подоходного налога было не целесообразно. Пока нет надежд, что основная цель - легализация теневых доходов - будет достигнута. И в то же время в условиях весьма значительной дифференциации денежных доходов населения России отмена прогрессивной шкалы - социально несправедливая мера.
Таблица 1.
Отношение работающего населения к введению единой ставки подоходного налога с физических лиц (в процентах к числу опрошенных)
Скорее поддерживают |
Скорее не поддерживают |
|
В среднем |
37 |
55 |
В том числе по уровню образования |
||
ниже среднего |
29 |
60 |
среднее |
39 |
54 |
высшее |
38 |
55 |
В том числе по уровню семейного денежного дохода |
||
нижние 20% |
24 |
65 |
средние 48% |
41 |
52 |
высокие 20% |
40 |
55 |
самые высокие 5% |
28 |
60 |
Источник: ВЦИОМ, РЕЦЭП
Таблица 2.
Будут ли люди меньше скрывать свои доходы? (в процентах к числу опрошенных)
согласен |
не согласен |
|
все население |
29 |
48 |
По уровню образования |
||
низкий |
30 |
52 |
средний |
31 |
50 |
высокий |
28 |
56 |
Уровень личного дохода работающих |
||
низкий (1-й - 2-й децили в распределении по уровню личных доходов) |
41 |
46 |
средний (3-й - 7-й децили) |
28 |
55 |
высокий (9-й дециль) |
30 |
51 |
самый высокий (10-й дециль) |
24 |
53 |
Источник: ВЦИОМ, РЕЦЭП