В МИНИСТЕРСТВЕ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП) 19 апреля рассматривали дело, инициированное двумя ассоциациями операторов сотовой связи: Ассоциацией-800 и Ассоциацией СDMA. Эти организации призвали МАП разобраться, соответствует ли антимонопольному законодательству решение Государственной комиссии по радиочастотам от 24 апреля 2000 года. Это решение устанавливает срок действия сетей сотовой связи, работающих в диапазоне 800 МГц только до 2010 года. Казалось бы, решение не может не ущемлять операторов и их интересы. Однако это лишь на первый, поверхностный взгляд. То, что все не так однозначно, доказало и рассмотрение дела в МАП.
Регулирующие органы, в частности Минсвязи, не раз указывали на то, что превращать радиочастотное пространство России в телекоммуникационное подобие Вавилона с беспорядочным нагромождением разнообразных стандартов и технологий связи недопустимо. В России действует более 10 разных стандартов радиосвязи общего пользования, обслуживают которые более 200 операторов. Их координация, в частности техническая, происходит через механизмы лицензирования.
Во всем мире происходит важный для функционирования национальных операторов связи процесс - идет глобализация мирового телекоммуникационного пространства. В условиях современного информационного общества, а Россия - и формально, и по сути - является его равноправным членом, в том числе и через участие в международных телекоммуникационных объединениях, сфера полномочий по распределению радиочастотных ресурсов должна согласовываться с общепринятой практикой. Подход к сближению и систематизации радиочастотной политики разных стран выработан Международным союзом электросвязи и принят в виде Регламента радиосвязи, который был ратифицирован Российской Федерацией. Тем самым мы приняли на себя ответственность за его выполнение. Постановление правительства Российской Федерации # 413 от 26 мая 2000 года поручило Минсвязи совместно с Государственной комиссией по радиочастотам разработать комплекс мероприятий, направленных на дальнейшее сближение системы распределения и условий пользования радиочастот, предусмотренных в Российской Федерации, с распределением и условиями использования радиочастот, установленными Регламентом радиосвязи для Региона 1. Это означает, что наша страна является частью региона, объединяющего телекоммуникационные системы стран Европы, государств СНГ и ряда других стран.
Решение ГКРЧ об ограничении развития сетей американских стандартов AMPS, D-AMPS и CDMA, по поводу которого заинтересованные операторы и обратились в МАП, как раз и является шагом по дальнейшей интеграции российского и европейского радиочастотного пространства. Европейские страны полным ходом создают на своих территориях системы цифрового телевидения в частотном диапазоне 800 МГц, а у нас распределение частот в этом диапазоне пока еще не совпадает с общепринятым в Европе.
Так каковы же могут быть последствия, если не предпринять действий по упорядочению использования частотного спектра? Например, в скором времени в России на территориях, пограничных с Финляндией, Польшей, Грузией, Арменией, Украиной и государствами Балтии могут произойти серьезные сбои в работе радиотелефонных сетей из-за взаимных помех с телепередающими устройствами и этих стран. И наоборот, жители европейских стран, пограничных с Россией, будут недоуменно возмущаться, когда в телеэфир их любимых сериалов вклинятся телефонные разговоры новых и старых русских.
Оценивая эти, прямо скажем, не самые лучшие последствия, независимые эксперты отмечают, что решение Государственной комиссии по радиочастотам в отношении сетей сотовой связи диапазона 800 Мгц, американских стандартов AMPS, D-AMPS и CDMA принято, во-первых, в пределах компетенции ГКРЧ, и во-вторых, является технически полностью обоснованным.
Не исключены возражения, что техническая обоснованность может идти вразрез, к примеру, с инвестиционными планами самих операторов, рассчитывавших привлекать в свои проекты необходимые на развитие средства. Но ведь один из представителей заинтересованной стороны, президент Ассоциации-800 Юрий Домбровский в данном накануне разбирательства в МАП одному из информационных агентств интервью со всей определенностью заявил, что уровень инвестирования в эти проекты остался вполне высоким - только один из соинвесторов - компания "Миликом" - в этом году вложит до 15 млн. долл. В то же время, по словам Домбровского, 10 лет, определенные решением ГКРЧ, - вполне достаточный срок для перехода операторов в новые, более современные стандарты. Наконец, руководитель Ассоциации-800 считает, что более эффективный путь решения проблемы, возникшей у операторов сотовых сетей диапазона 800 МГц, лежит не через рассмотрение "суда" в МАПе, а в "поиске делового сотрудничества и способности договориться с регулирующими органами". Так зачем же тогда операторам понадобилось обращаться в МАП? К сожалению, версия уже прозвучала среди экспертов: любое разбирательство - лишь повод привлечь к себе внимание...
А МАП, по-видимому, несколько растерявшись и не поняв до конца, что же нужно операторам, решил отложить принятие вердикта по делу аж до конца мая.