АГЕНСТВО экономических новостей по заказу и с участием "Независимой газеты" продолжает регулярное исследование на тему - насколько эффективна работа представителей коммерческих и государственных структур, депутатов, направленная на лоббирование проектов, которые отражают интересы определенных структур, отраслей, регионов или слоев общества. Речь идет о цивилизованном лоббировании, не подразумевающем подкуп чиновников или депутатов.
Настоящее исследование проводилось по итогам марта текущего года. Шестьдесят два эксперта по 5-балльной системе определяли эффективность лоббирования около 190 претендентов - предпринимателей, политиков, чиновников, работа которых связана с лоббистской деятельностью. В группу экспертов вошли главные редакторы, руководители и экономические обозреватели ряда СМИ (В.Андриянов - "Трибуна", В.Кузьмичев - "Независимая газета", А.Кондратьев - ИД "Коммерсантъ", Б.Леонов - "Труд", Ш.Муладжанов - "Московская правда", В.Третьяков - "Независимая газета", С.Туранов - Агентство экономических новостей, С.Яковлев - "Коммерсантъ-деньги", Ю.Якутин - "Экономика и жизнь" и другие), руководители и представители государственных, научных, общественных и других организаций, сами лоббисты (М.Делягин - Институт проблем глобализации, В.Ермаков - Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, В.Желнин - Ассоциация рекламодателей, А.Зудин - Центр политических технологий, Ю.Любашевский - Независимый институт политических технологий и PR, С.Марков - Институт политических исследований, М.Матыцин - Реформ-клуб "Взаимодействие", А.Нечаев - Московский финансовый клуб, В.Никонов - фонд "Политика", М.Урнов - фонд аналитических программ "Экспертиза", И.Харичев - Центр прикладных избирательных технологий, В.Хомяков - Агентство региональной и прикладной политики), руководители и эксперты ряда крупных коммерческих структур.
Напомним, что мы относим лоббистов к трем "весовым категориям". Первая - это руководители коммерческих, государственных и политических структур. Все они в большей или меньшей степени занимаются лоббированием, но с разной степенью эффективности. Вторая - это региональные лидеры. Большая часть их работы состоит в выстраивании взаимоотношений с Центром, от которых во многом зависит эффективность лоббирования различных проектов, связанных с конкретным регионом. Это особенно касается финансовых вопросов. Третью группу мы условно назвали "лоббисты-профессионалы". В нее входят известные предприниматели и политические деятели, которые, обладая большими связями, умело используют их для лоббирования интересов близких к ним структур. К этой группе мы также отнесли руководителей крупных общественных объединений, работа которых по определению направлена на лоббирование интересов определенных структур или слоев общества (например, Ассоциация российских банков, Торгово-промышленная палата РФ и т.д.). В эту номинацию вошли также депутаты, которые отличаются постоянством в лоббировании. В ней не представлены депутаты, которые под влиянием различных факторов, в основном конъюнктурного или коммерческого характера, могут лоббировать любые проекты, так как подобная деятельность не входит в рамки цивилизованного лоббирования.
Разделение лоббистов на категории в некоторых случаях носит условный характер. Но так как критерии оценки и шкала одинаковы для всех категорий, то легко сравнить абсолютные величины эффективности лоббирования представителей любых номинаций. Результаты исследования представлены в трех таблицах.
На рейтинг региональных лидеров в марте повлияло прежде всего формирование нового состава Госсовета, который, как отмечают многие наблюдатели, является удобной лоббистской площадкой. Поэтому рейтинг губернаторов, недавно вошедших в Госсовет, в основном возрос. Прежде всего это относится к Муртазе Рахимову (Башкортостан), Анатолию Лисицыну (Ярославская область) и Леониду Полежаеву (Омская область). Впервые в рейтинге появились новые члены Госсовета Сергей Катанандов (Карелия) и Александр Филипенко (Ханты-Мансийский автономный округ).
В лидирующей группе этой номинации заметно падение рейтинга спикера Совета Федерации, губернатора Орловской области Егора Строева и московского мэра Юрия Лужкова. В первом случае это можно объяснить созданием в верхней палате российского парламента пропрезидентской группы "Федерация", которую некоторые наблюдатели расценили как появление альтернативного Совета Федерации. Отрицательная динамика рейтинга Лужкова, по-видимому, связана с тем, что Верховный суд признал столичный закон "О районной управе" не соответствующим федеральному законодательству. Сейчас глава управы назначается и снимается районным собранием по представлению мэра. Однако Верховный суд признал управы органами местного самоуправления, и после приведения этого закона в соответствие с федеральными нормами контроль мэра над местной властью неизбежно ослабнет.
На первое место в региональной номинации после длительного перерыва вышел Минтимер Шаймиев. На оценку экспертов не могла не повлиять его очередная впечатляющая победа на президентских выборах в Татарстане.
Также с региональными выборами может быть связана положительная динамика рейтинга руководителей ЮКОСа Михаила Ходорковского и Леонида Невзлина. Дело в том, что на выборах в Эвенкийском автономном округе победил бывший глава компании ЮКОС-РМ Борис Золотарев, что было бы невозможно без серьезной подготовительной лоббистской работы. По-видимому, ее результатом стало то, что бывший губернатор Александр Боковиков отказался повторно баллотироваться на пост главы региона, и то, что Золотарева поддержал Кремль. Напомним, что ЮКОС владеет контрольным пакетом акций Восточно-Сибирской нефтяной компании, которая является крупнейшим разработчиком нефтяных месторождений Эвенкии.
В номинации "первых лиц" несколько снизился рейтинг руководителя Центробанка Виктора Геращенко. Это могло стать следствием того, что Госдума во втором чтении приняла поправки в Закон "О валютном регулировании и валютном контроле". Они расширяют список валютных операций, не требующих согласований с ЦБ. Причем Центробанк был категорически против поправок, полагая, что их принятие будет способствовать активизации незаконного вывоза валюты за рубеж. Также ухудшились позиции главы РАО "ЕЭС России" Анатолия Чубайса. Дело в том, что совет директоров РАО принял поправки к уставу компании, существенно расширяющие полномочия совета и приводящие к тому, что Чубайс будет полностью подконтрольным правительству. Не добавило ему очков и то, что недавно международным консультантом правительства по реформированию электроэнергетики стала не та компания, которой симпатизировало руководство РАО.
В этой же номинации положительную динамику рейтинга министра путей сообщения Николая Аксененко можно связать с двумя факторами. Во-первых, съезд Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей, объединяющий два с половиной миллиона человек, поддержал концепцию реформирования МПС, которую лоббирует Аксененко. Во-вторых, удалось согласовать по основным позициям эту концепцию с Министерством экономического развития и торговли.
Вырос рейтинг президента нефтяной компании "Славнефть" Михаила Гуцериева. Эксперты связывают это с успешным размещением на ММВБ первого облигационного займа "Славнефти" на сумму в 1 млрд. руб., а также с прогрессом на переговорах с Ираком о разработке крупнейшего месторождения Субба. Кроме того, благодаря активной политике поглощения малых и средних нефтедобывающих предприятий "Славнефть" в первом квартале 2001 г. впервые обошла по объемам добычи черного золота другую госкомпанию - "Роснефть".
Рейтинг вице-премьера Германа Грефа тоже возрос. Он лоббирует разработанный Минэкономразвития план работ правительства по соглашениям о разделе продукции. Если план будет реализован, считает Греф, то в ближайшие годы это привлечет в российскую экономику более 80 млрд. долл. инвестиций. Улучшились позиции и другого вице-премьера - Виктора Христенко. Дело в том, что на заседании возглавляемой им комиссии по восстановлению социально-экономической сферы Чечни было принято решение о том, что за расходование бюджетных денег, направляемых в республику, будет отвечать не Христенко, а первый заместитель министра финансов Алексей Улюкаев. Многие наблюдатели расценили это как удачный аппаратный ход вице-премьера.
Лоббисты - первые лица
# |
Ф.И.О. |
Данные за |
|
март 2001 г. |
февраль 2001 г. |
||
1 |
Волошин А.С. (администрация президента) |
4,28 |
4,30 |
2-3 |
Геращенко В.В. (Центральный банк РФ) |
4,04 |
4,09 |
2-3 |
Чубайс А.Б. (РАО "ЕЭС России") |
4,04 |
4,11 |
4 |
Пугачев С.В. (Межпромбанк) |
4,02 |
4,05 |
5 |
Евтушенков В.П. (АФК "Система") |
4,00 |
4,03 |
Очень сильная эффективность |
|||
6 |
Вяхирев Р.И. ("Газпром") |
3,98 |
4,09 |
7 |
Лесин М.Ю. (Министерство по делам печати, телерадиовещения и средств массовых коммуникаций) |
3,96 |
4,02 |
8 |
Алекперов В.Ю. ("ЛУКОЙЛ") |
3,93 |
4,01 |
9 |
Фридман М.М. (холдинг "Альфа групп") |
3,75 |
3,73 |
10 |
Вайншток С.М. ("Транснефть") |
3,73 |
3,90 |
11 |
Потанин В.О. (Группа "Интеррос") |
3,70 |
3,71 |
12 |
Казьмин А.И. (Сбербанк РФ) |
3,53 |
3,44 |
13 |
Окулов В.М. ("Аэрофлот - Российские авиалинии") |
3,51 |
3,58 |
14 |
Ходорковский М.Б. (ЮКОС) |
3,49 |
3,40 |
15 |
Аксененко Н.Е. (Министерство путей сообщения) |
3,11 |
2,96 |
16 |
Дерипаска О.В. ("Сибирский алюминий", "Русский алюминий") |
3,09 |
2,96 |
Сильная эффективность |
|||
17 |
Гуцериев М.С. ("Славнефть") |
2,87 |
2,81 |
18 |
Хагажеев Д.Т. (НГК "Норильский никель") |
2,85 |
2,74 |
19-20 |
Кузык Б.Н. (холдинговая промышленная компания "Новые программы и концепции") |
2,82 |
2,78 |
19-20 |
Лисин В.С. (Новолипецкий металлургический комбинат) |
2,82 |
2,80 |
21 |
Столяренко В.М. (АКБ "Еврофинанс") |
2,80 |
2,76 |
22 |
Бородин А.Ф. (Банк Москвы) |
2,77 |
2,73 |
23 |
Гусинский В.А. (Медиа-Мост) |
2,71 |
2,83 |
24 |
Коган В.И. (Промстройбанк Санкт-Петербурга) |
2,67 |
2,65 |
25 |
Кох А.Р. ("Газпром-Медиа") |
2,63 |
2,53 |
Средняя эффективность |
|||
|
Средний рейтинг |
3,40 |
3,40 |
Лоббисты - региональные лидеры
# |
Ф.И.О. |
Данные за |
|
март 2001 г. |
февраль 2001 г. |
||
1 |
Шаймиев М.Ш. (Республика Татарстан) |
4,67 |
4,59 |
2 |
Абрамович Р.А. (Чукотский АО) |
4,61 |
4,68 |
3 |
Лужков Ю.М. (Москва) |
4,43 |
4,57 |
4 |
Строев Е.С. (Орловская область) |
4,02 |
4,11 |
Очень сильная эффективность |
|||
5 |
Рахимов М.Г. (Республика Башкортостан) |
3,96 |
3,92 |
6 |
Яковлев В.А. (Санкт-Петербург) |
3,92 |
4,02 |
7-8 |
Дзасохов А.С. (Республика Северная Осетия - Алания) |
3,80 |
3,71 |
7-8 |
Тулеев А.М. (Кемеровская область) |
3,80 |
3,97 |
9 |
Лисицын А.И. (Ярославская область) |
3,72 |
3,68 |
10 |
Прусак М.М. (Новгородская область) |
3,64 |
3,66 |
11 |
Россель Э.Э. (Свердловская область) |
3,51 |
3,49 |
12 |
Титов К.А. (Самарская область) |
3,50 |
3,49 |
13 |
Лебедь А.И. (Красноярский край) |
3,48 |
3,46 |
14 |
Хлопонин А.Г. (Таймырский АО) |
3,46 |
3,44 |
15 |
Магомедов М.М. (Республика Дагестан) |
3,23 |
3,14 |
16-17 |
Аяцков Д.Ф. (Саратовская область) |
3,14 |
3,03 |
16-17 |
Кресс В.М. (Томская область) |
3,14 |
3,28 |
18 |
Ишаев В.И. (Хабаровский край) |
3,07 |
3,14 |
Сильная эффективность |
|||
19 |
Позгалев В.Е. (Вологодская область) |
2,61 |
2,51 |
20 |
Громов Б.В. (Московская область) |
2,42 |
2,47 |
21 |
Полежаев Л.К. (Омская область) |
2,39 |
2,30 |
22 |
Кадыров А.Х. (Чеченская республика) |
2,37 |
2,32 |
23 |
Фархутдинов И.П. (Сахалинская область) |
2,36 |
2,45 |
24 |
Катанандов С.Л. (Республика Карелия) |
2,34 |
2,28 |
25 |
Филипенко А.В. (Ханты-Мансийский АО) |
2,31 |
2,23 |
Средняя эффективность |
|||
|
Средний рейтинг |
3,36 |
3,38 |
Лоббисты-профессионалы
# |
Ф.И.О. |
Данные за |
|
март 2001 г. |
февраль 2001 г. |
||
1 |
Сурков В.Ю. (администрация президента) |
4,71 |
4,78 |
2 |
Греф Г.О. (федеральное правительство) |
4,47 |
4,42 |
3 |
Кудрин А.Л. (федеральное правительство) |
4,33 |
4,31 |
4 |
Мамут А.Л. (МДМ-банк) |
4,28 |
4,33 |
5 |
Христенко В.Б. (федеральное правительство) |
4,25 |
4,18 |
6 |
Медведев Д.А. (администрация президента) |
4,23 |
4,30 |
7 |
Авен П.О. (Альфа-банк) |
4,05 |
4,10 |
8 |
Клебанов И.И. (федеральное правительство) |
4,05 |
3,91 |
9 |
Хан Г.Б. (Тюменская нефтяная компания) |
4,03 |
4,10 |
Очень сильная эффективность |
|||
10 |
Березовский Б.А. (независимый политик) |
3,73 |
3,90 |
11-12 |
Шохин А.Н. (депутат Госдумы) |
3,61 |
3,60 |
11-12 |
Ресин В.И. (правительство Москвы) |
3,61 |
3,57 |
13 |
Павловский Г.О. (Фонд эффективной политики) |
3,28 |
3,17 |
14 |
Федун Л.А. ("ЛУКОЙЛ") |
3,26 |
3,39 |
15 |
Матвиенко В.И. (федеральное правительство) |
3,21 |
3,15 |
16 |
Невзлин Л.Б. (ЮКОС) |
3,13 |
3,02 |
17 |
Вольский А.И. (Российский союз промышленников и предпринимателей) |
3,07 |
3,11 |
18 |
Черной Л.С. (портфельный инвестор) |
3,06 |
3,04 |
19 |
Зеленин Д.В. (Ассоциация менеджеров, "Норильский никель") |
3,04 |
3,02 |
Сильная эффективность |
|||
20 |
Киселев Е.А. (НТВ) |
2,81 |
3,05 |
21-22 |
Сосковец О.Н. (Ассоциация финансово-промышленных групп России) |
2,79 |
2,77 |
21-22 |
Шмаков М.В. (Федерация независимых профсоюзов) |
2,79 |
2,87 |
23 |
Юргенс И.Ю. (Всероссийский союз страховщиков) |
2,76 |
2,80 |
24 |
Маслюков Ю.Д. (депутат Госдумы) |
2,75 |
2,81 |
25 |
Котенков А.А. (представитель президента РФ в Госдуме) |
2,73 |
2,72 |
Средняя эффективность |
|||
|
Средний рейтинг |
3,52 |
3,54 |
Агентство экономических новостей, "Независимая газета", 2001