ПРОВОДИМЫЕ в стране структурные реформы в той или иной мере оказывают свое влияние на развитие внутренней экономики. Так, эксперты Российско-европейского центра экономической политики (РЕЦЭП) в своем ежемесячном отчете представили краткий анализ изменений, произошедших в нашей стране в первые месяцы 2001 года.
По оценкам РЕЦЭП, сокращение объема производства, начавшееся осенью прошлого года, продолжилось и в феврале 2001 года. Наиболее заметным было в промышленном и транспортном секторах, а в сельском хозяйстве вообще произошел спад. В то же время в розничной торговле, наоборот, наблюдается активный рост: так, в феврале этого года он превысил аналогичные показатели прошлого года на 8,2% и уже на 4,7% обогнал среднегодовой уровень 2000 года. Такие показатели потребительского рынка свидетельствуют о том, что имеет место быстрый рост реальных доходов населения. Учитывая относительную стабильность объема чистого экспорта, который составил в феврале этого года 8 млрд. долл. (что на 1% ниже прошлогодних показателей) и ограниченные возможности правительства по увеличению непроцентных расходов, можно предположить, что личное потребление становится основной движущей силой экономического роста.
Тем не менее наша экономика продолжает сталкиваться с рядом серьезных проблем. Начавшийся в прошлом году быстрый экономический рост не привел к ожидаемым результатам: правительство не смогло закрепить тенденцию стабильного увеличения инвестиций. Стоит обратить особое внимание на темпы инфляции в стране. На основании динамики потребительских цен в начале апреля можно сделать вывод, что прирост индекса потребительских цен в апреле будет таким же, как и в предыдущем месяце, и составит около 2%. В феврале 2001 года объем реальных инвестиций повысился лишь на 6%, если сравнивать с февралем 2000 года, то это значительное замедление - было 17%.
Появился и новый внешний фактор: замедление экономического роста в некоторых странах Европы, а также в США, что, по-видимому, скажется и на российской экономике.
С учетом всех этих тенденций Министерство экономического развития и торговли разработало для правительства прогноз развития российской экономики на текущий и вплоть до 2004 года. Ожидается повышение темпов инфляции - с 14%, предусмотренных предыдущим прогнозом, до 16%. Однако стоит обратить внимание на тот факт, что уже за первый квартал темпы инфляции составили 7,1%. По прогнозам некоторых экспертов, инфляция за этот год составит 18-20%, а никак уж не 12% заложенных в бюджете-2001.
Однако не все так безнадежно. Несмотря на ряд отрицательных тенденций, о которых свидетельствуют приведенные выше показатели, в формировании экономической политики произошли обнадеживающие события. Одним из них стало Послание президента 3 апреля. В документе Владимир Путин дал реалистичную оценку значения благоприятных внешних условий для быстрого роста отечественной экономики в прошедшем году, указав на то, что эти условия не были нами использованы для придания устойчивости экономическому росту. Россия до сих пор продолжает оставаться страной, ориентированной на добычу сырья, плохо приспособленной к развитию бизнеса и привлечению новых инвестиций. Поэтому президент сделал акцент на необходимости либерализации экономики, освобождении ее от административных пут. В этом один из важнейших факторов для разрешения стоящих перед страной проблем.
Положительным моментом Послания стал тот факт, что глава государства указал на необходимость решения проблем, связанных с коррупцией и излишней бюрократизацией экономики. Также он подчеркнул важность намечаемых структурных реформ в экономике страны и прежде всего создания благоприятной обстановки для их реализации.
Однако замедление в реализации структурных реформ, наблюдавшееся во второй половине прошлого года, может быть компенсировано. О вероятности такого процесса свидетельствует ряд важных мер, принятых в последнее время. Одним из таких шагов можно назвать совершенствование налогового законодательства. И прежде всего принятие в первом чтении Государственной Думой главы о налоге на прибыль части второй Налогового кодекса. Кабинет министров на прошлой неделе рассмотрел изменения и дополнения в Налоговый кодекс, относящиеся к налогу на природные ресурсы. Все эти новшества в фискальной системе призваны приблизить наше законодательство к стандартам международных правовых норм. Одним из отрицательных факторов реформирования экономики является чрезмерное затягивание реструктуризации естественных монополий.
В докладе РЕЦЭП был также затронут вопрос о первых результатах введения новой системы налогообложения физических лиц в прошлом году. Это, пожалуй, один из важнейших шагов в реформировании фискальной системы. Нововведение, по мнению правительства, должно способствовать легализации доходов населения. С этим обстоятельством связываются надежды на обеспечение абсолютного роста налоговых поступлений. Однако, несмотря на все рекорды, которые показывает единая ставка налогообложения физических лиц, не все так гладко. Так, по результатам опросов, проведенных ВЦИОМом во второй половине 2000 и в январе 2001 года, надежды эти если и не призрачны, то, во всяком случае, не столь обоснованны. Нет уверенности в том, что будет достигнут значительный прирост налоговой базы, который сможет компенсировать снижение совокупной величины подоходного налога на 35-44% (при условии сохранения величины налоговой базы на уровне 2000 года) за счет этого источника.
Несмотря на то что введенная с 1 января 2001 года единая ставка налогообложения личных доходов граждан является чуть ли не самой низкой в мире, люди по-прежнему продолжают считать, что она неоправданно высока. Понятно, что такое положение вещей связано с реалиями российского менталитета. Суть их состоит прежде всего в том, что население негативно относится к государству. И это вполне объяснимо. В течение последнего десятилетия правительство (государство) не смогло эффективно защитить и обеспечить интересы отдельных граждан, власть не выполняет своих обязательств по созданию нормального жизненного уровня или хотя бы его сохранению. Это создает предпосылки для негативного отношения населения к власти и проводимой ею политике.