ПОСЛЕДНИЕ события вокруг ОАО "Иркутскэнерго" наглядно показали, как на деле, а не во время докладов в Кремле, руководители государственных структур выполняют указания президента о работе по повышению эффективности и доходности российских предприятий, и в особенности тех, в которых государство присутствует в качестве владельца пакетов акций. Речь в данном случае идет о качестве отбора представителей государства в АО, тех самых представителей, которые по идее и призваны воплощать эти установки в жизнь.
Известно, что Министерство имущественных отношений в преддверии внеочередного собрания акционеров ОАО "Иркутскэнерго" (40% акций принадлежит государству) выдвинуло на должность генерального директора кандидатуру нынешнего и.о. главы энергокомпании Сергея Куимова. Последний в регионе скорее известен как публичный деятель. Многим знакомы его яркие нападки на иркутского губернатора, энергичные выступления в прессе в защиту миноритарных акционеров, его пресс-конференции, письма президенту и в правительство и т.д. Энергичность и настойчивость нынешнего главного менеджера "Иркутскэнерго" скорее всего и привлекли к себе внимание чиновников минимущества. Теперь же, благодаря завершению серии судебных процессов, стала известна хозяйственная сторона деятельности Сергея Куимова, что, видимо, должно разочаровать руководителей сделавшего на него ставку министерства - ведь именно этому ведомству президент как раз и поручил добиваться эффективности в работе предприятий.
Буквально неделю назад по всем СМИ прошла информация о том, что Иркутский арбитражный суд отменил прежнее тарифное соглашение между "Иркутскэнерго" и Иркутским алюминиевым заводом. За сухими строчками определения суда о ничтожности данного договора стоит как минимум 60 млн. долл. (а в перспективе еще 200 млн. долл., если к делу присоединится БрАЗ), которые энергокомпания должна вернуть алюминщикам. Дело в том, что в 1998 г. руководство "Иркутскэнерго" фактически вынудило руководителей алюминиевых заводов (ИркАЗ и БрАЗ) заключить договор по энерготарифу, привязав действующие расценки к доллару. Кстати, этот документ не был зарегистрирован в РЭКе, хотя менеджеры "Иркутскэнерго" и обязаны были это сделать.
Подобные действия руководства иркутской энергокомпании незаконны, что и подтвердил в своем решении суд. В результате алюминщики платили за поставляемую им электроэнергию значительно больше, чем другие предприятия региона. Хорошо от этого было руководителям "Иркутскэнерго". Плохо же - алюминиевым заводам и местному и федеральному бюджетам, которые недополучили значительные суммы в виде налогов от ИркАЗа и БрАЗа. Ведь любому ясно, что высокие энерготарифы означают высокую себестоимость продукции и соответственно снижение прибыли от ее реализации и отчислений в бюджеты в виде налогов с прибыли. Так что в данной ситуации о государственном подходе менеджеров "Иркутскэнерго", претендующих теперь на роль представителей государства в этой энергокомпании, говорить не приходится.
Более того, подобный поступок сибирских энергетиков повлек за собой и другие негативные для деятельности "Иркутскэнерго" последствия, которые, как ни странно, могут отрицательно отозваться на всей российской экономике в целом.
Известно, что руководители "Иркутскэнерго" привлекали иностранных инвесторов, вложивших свои капиталы в развитие энергокомпании именно под упомянутый договор с алюминщиками. Причем аргументы менеджеров энергокомпании казались на тот момент довольно убедительными. Дескать, у нас есть долгосрочные договоры с ИркАЗом и БрАЗом на поставку электроэнергии по высоким тарифам, что означает стабильный приток высокой прибыли и, соответственно, высокую доходность по акциям "Иркутскэнерго". Иностранцы, естественно, согласились. В результате на американском фондовом рынке было размещено 4,5% акций "Иркутскэнерго" в виде АДР. Теперь получается, что иностранные инвесторы фактически были введены в заблуждение. Договоры с алюминщиками, под которые их привлекли вложить деньги в российский рынок, оказались ничтожными, и энерготарифы опущены до уровня остальных российских предприятий. Понятно, что в ближайшее время следует ожидать очередной всплеск негативных эмоций на Западе по поводу того, что в России не созданы условия для иностранных инвестиций, что в России обманывают частных инвесторов и т.д. и т.п.
В этой ситуации становится непонятно, почему Минимущество прочит на пост гендиректора "Иркутскэнерго" именно Сергея Куимова, особенно если учесть конфликт, разгоревшийся между иркутской энергокомпанией и РАО "ЕЭС", фактическим владельцем которого является государство. В частности, именно РАО собирается подать иск на менеджеров "Иркутскэнерго", обвиняя последних в отказе платить абонентскую плату (кстати, долг энергокомпании РАО уже составил несколько миллиардов рублей). Получается, что государство, с одной стороны, обоснованно недовольно менеджментом "Иркутскэнерго" (а следовательно, Куимовым) и даже судится с ним, с другой же - делает на него свою основную ставку.