КОМИССИЯ по тарифно-таможенному регулированию под председательством Алексея Кудрина признала факт демпинга со стороны украинских трубопроизводителей и рекомендовала правительству РФ ввести 40-процентную пошлину на большинство видов труб. Но 29 марта правительство РФ не приняло по этому вопросу никакого решения. Как ни странно, византийская нерешительность и двусмысленность поведения власти способствуют развитию отечественной экономики.
Рассмотрение вопроса отложено якобы из-за возобновившихся переговоров с украинской стороной о возможностях введения квоты. По слухам же, исходящим из самой Комиссии, уход от решения связан с тем, что скоро исчезнет сам предмет рассмотрения: с 1 июля 2001 года украинская трубная продукция будет облагаться НДС на территории России. Это автоматически уравняет цены на украинские и российские трубы, и проблема исчезнет сама собой.
Но что на самом деле заставило российское правительство поступить в полном соответствии с буддистским принципом "недеяния"? Попытаемся разобраться с этой, надо заметить, довольно странной историей. Непонятно, например, на каком, собственно, основании было возбуждено расследование по факту поставок украинских труб. Спору нет - с 1992-го по 1999 год производство труб в России сократилось примерно в два раза. Но падение производства пришлось на период с 1992-го по 1994 год, и по меньшей мере нелепо обвинять украинцев в сокращении российского производства труб на 3,25 млн. тонн в 1992-1994 годах на том основании, что в 2000 году в Россию завезли 769 тыс. тонн украинских труб. Столь же нелепо возлагать на украинских производителей ответственность за уменьшение загрузки российских производственных мощностей по сравнению с 1990 годом. Во-первых, также можно сравнивать и с 1913 годом. В СССР очень любили это делать. Действительно, впечатляющие получались результаты - в производстве автомобилей, например. Но это так, к слову. На самом деле на семи ведущих российских трубопрокатных заводах уже возникла необходимость в создании новых производств. Тем не менее эти и подобные, мягко говоря, сомнительные утверждения и стали основанием для начала расследования. Объяснение тут может быть только одно: в решении вопроса о начале работы комиссии победило трубное лобби. Но рассмотрим вопрос по существу - так, как и должно было это сделать правительство РФ.
Никто не сомневается в том, что российское правительство должно защищать интересы отечественного, а не украинского или какого-либо иного производителя труб. Столь же несомненно и то, что правительство обязано заботиться не только об интересах одной отдельно взятой отрасли российской промышленности, но и вообще обо всей отечественной экономике. Следовательно, в круг самых непосредственных интересов правительства РФ входят и нужды российского нефтегазового комплекса. Кстати, именно он-то и наполняет российский бюджет.
Между прочим, противники украинского экспорта сильно лукавят, когда говорят просто о трубах: на самом-то деле они все разные. В их числе есть трубы большого диаметра. Их в СНГ производит только Харцызский завод. Но вот странность: в предложениях Комиссии содержится предложение ввести пошлины на его продукцию, хотя такого рода продукция в РФ вообще не производится. Высокой Комиссии об этом наверняка было известно.
Бесшовные трубы составляют 67% украинского трубного экспорта. До 1998 года Украина поставляла в Россию в основном стальные бесшовные трубы общего назначения. В последние два года существенно увеличился импорт труб, используемых при бурении. Есть быстрый рост спроса на бесшовные трубы, а российские мощности по их производству уже полностью загружены. Труб не хватает, и нефтяники покупают их там, где лучше и дешевле - на Украине. Раньше, заметим, такие трубы завозили из Австрии и Японии. Стоили они, разумеется, много дороже украинских.
Сейчас всем понятно, что в 2001 году российские металлурги не смогут покрыть спрос на трубы, использующиеся в нефтегазовом комплексе РФ, но продолжают настаивать на ограничении поставок украинской продукции. Больнее всего эта мера ударит по самим российским металлургам. В случае возникновения дефицита нефтяники опять начнут покупать трубы в европейских странах и в Японии. Отечественной промышленности не останется ничего другого, как производить дешевые трубы. Денег на модернизацию отрасли станет меньше. Даже если вдруг неизвестно откуда появятся крупные инвестиции, проводить модернизацию придется спешно (и она обойдется еще дороже). Так и получается, что импорт относительно дешевой украинской продукции создает оптимальные условия развития стремительно растущей российской трубной отрасли. А рост производства там действительно стремительный - в прошлом году он составил 43%. Одно это говорит о том, что российским трубопрокатчикам бояться, в общем, некого. Они и не боятся - просто хотят взвинтить цены на собственную продукцию, забывая о том, что сейчас не советское время и нефтяники смогут купить трубы там, где им заблагорассудится. А заблагорассудится им там, где выгодно.
В конце 2000 года разница между видимым потреблением и производством даже без учета экспорта российских труб в страны ближнего и дальнего зарубежья составляла 350 тыс. тонн. В таких условиях ограничительные меры могут навредить только самой российской промышленности. Сейчас Россия существует в очень благоприятных условиях высоких цен на энергоносители. Благодаря этому она сможет создать новые высокотехнологичные производства. Дефицит труб в таких условиях разумнее всего компенсировать именно за счет импорта.
Поэтому-то те медлительность и нерешительность, с которыми правительство подступает к украинской трубе, выглядят в сложившихся обстоятельствах очень уместно. Вообще в истории с украинскими трубами принцип византийства, о коем так любят поговорить политологи, сослужил российской экономике добрую службу.
Судите сами: в вопросе о создании Комиссии победило трубопрокатное лобби. Сама Комиссия рекомендовала принять против украинского демпинга беспрецедентно жесткие меры - лобби опять победило. Все - казалось бы, полная и окончательная победа российских трубопроизводителей. Но ничего подобного: правительство просто┘ откладывает решение вопроса на неопределенное время. Возможно, на тот самый срок, который понадобится для модернизации российских трубопрокатных заводов.