АГЕНТСТВО экономических новостей по заказу и с участием "Независимой газеты" продолжает регулярное исследование эффективности работы представителей коммерческих и государственных структур, депутатов, направленной на лоббирование проектов, которые отражают интересы определенных структур, отраслей, регионов или слоев общества. Речь идет о цивилизованном лоббировании, не подразумевающем подкуп чиновников или депутатов.
Настоящее исследование проводилось по итогам февраля текущего года. Шестьдесят три эксперта по 5-балльной системе определяли эффективность лоббирования около 190 претендентов - предпринимателей, политиков, чиновников, работа которых связана с лоббистской деятельностью. В группу экспертов вошли главные редакторы, руководители и экономические обозреватели ряда СМИ (В.Андриянов - "Трибуна", В.Кузьмичев - "Независимая газета", А.Кондратьев - ИД "Коммерсантъ", Б.Леонов - "Труд", Ш.Муладжанов - "Московская правда", В.Третьяков - "Независимая газета", С.Туранов - Агентство экономических новостей, С.Яковлев - "Коммерсантъ-деньги", Ю.Якутин - "Экономика и жизнь" и другие), руководители и представители государственных, научных, общественных и других организаций, сами лоббисты (М.Делягин - Институт проблем глобализации, В.Ермаков - Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, В.Желнин - Ассоциация рекламодателей, А.Зудин - Центр политических технологий, Ю.Любашевский - Независимый институт политических технологий и PR, С.Марков - Институт политических исследований, М.Матыцин - реформ-клуб "Взаимодействие", А.Нечаев - Московский финансовый клуб, В.Никонов - фонд "Политика", М.Урнов - фонд аналитических программ "Экспертиза", И.Харичев - Центр прикладных избирательных технологий, В.Хомяков - Агентство региональной и прикладной политики), руководители и эксперты ряда крупных коммерческих структур.
Следует отметить, что мы используем понятие "лоббист" в том смысле, в котором оно уже сложилось в России. Лоббистом у нас называют того, кто успешно отстаивает определенные интересы - корпоративные, региональные, цеховые и т.д. Это понятие во многом аналогично применяющемуся политологическому термину "лидер групп интересов". Есть также узкопрофессиональное употребление термина "лоббист", принятое в Национальной ассоциации лоббистов. Оно применяется к тому, кто проводит отдельно оплачиваемую лоббистскую работу по внешнему заказу.
Напомним, что мы относим лоббистов к трем "весовым категориям". Первая - это "первые лица" коммерческих, государственных и политических структур. Все они в большей или меньшей степени занимаются лоббированием, но с разной эффективностью. Вторая - это региональные лидеры. Большая часть их работы состоит в выстраивании взаимоотношений с Центром, которые во многом определяют эффективность лоббирования различных проектов, связанных с конкретным регионом. Это особенно касается финансовых вопросов, от которых зависят бюджеты регионов, возможность выплаты зарплаты и т.д. Третью группу мы условно назвали "лоббисты-профессионалы". В нее входят известные предприниматели и политические деятели, которые, обладая большими связями, умело использует их для лоббирования интересов близких к ним структур. К этой группе мы также отнесли руководителей крупных общественных объединений, работа которых по определению направлена на лоббирование интересов определенных структур или слоев общества (например, Ассоциация российских банков, Торгово-промышленная палата РФ и т.д.). В эту номинацию вошли также депутаты, которые отличаются постоянством в лоббировании. В ней не представлены депутаты, которые под влиянием различных факторов, в основном конъюнктурного или коммерческого характера, могут лоббировать любые проекты, так как подобная деятельность не входит в рамки цивилизованного лоббирования. Поэтому в качестве претендентов не рассматриваются, в частности, некоторые "всеядные" руководители фракций.
Разделение лоббистов на категории в некоторых случаях носит условный характер. Но так как критерии оценки и шкала одинаковы для всех категорий, то легко сравнить абсолютные величины эффективности лоббирования представителей любых номинаций. Результаты исследования представлены в трех таблицах.
В феврале произошли события, оказавшие влияние на рейтинг некоторых вице-премьеров. Так, ухудшились позиции Алексея Кудрина, который не смог пролоббировать в Госдуме поправку к закону о бюджете, предусматривающую возможность приватизации крупных предприятий. Ее принятие помогло бы правительству решить проблему с выплатой внешнего долга. В результате Кудрин уступил второе место своему коллеге Герману Грефу, возглавляющему Минэкономразвития. К заметным аппаратным успехам последнего можно отнести недавнее подписание главой правительства Михаилом Касьяновым постановления, передающего этому министерству права и обязанности государства по соглашениям о разделе продукции. Заметно снизился рейтинг вице-премьера Ильи Клебанова, покинувшего группу "очень сильной эффективности". Это может быть следствием скандала, связанного с проектом президентского указа о реструктуризации ОАО "Пермские моторы", подготовленного в аппарате Клебанова. ФСБ отказалась визировать проект, как заведомо невыгодный для государства. Более того, некоторые СМИ расценили данное событие как слишком откровенное, а следовательно, неумелое лоббирование интересов группы "Интеррос".
В этой же номинации улучшились позиции первого заместителя председателя правления нефтяной компании ЮКОС Леонида Невзлина и президента Всероссийского союза страховщиков Игоря Юргенса. Дело в том, что первый был избран исполняющим обязанности президента Российского еврейского конгресса, сменив на этом посту Владимира Гусинского. А положительная динамика рейтинга Юргенса объясняется совместными с руководством Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов лоббистскими усилиями, направленными на участие страховых компаний и НПФ в реформировании пенсионной системы. Бороться есть за что - речь идет о рынке обязательного и дополнительного пенсионного обеспечения, размер которого оценивается в десятки миллиардов рублей. Пока что единственным претендентом на эту часть рынка в соответствии с концепцией, разработанной Национальным советом при президенте по пенсионной реформе, является Пенсионный фонд России.
Рейтинг главы Федерации независимых профсоюзов России Михаила Шмакова, наоборот, упал. Это может быть следствием того, что на заседании генерального совета Федерации ряд региональных и отраслевых профсоюзных лидеров выразили недовольство деятельностью Шмакова в качестве руководителя ФНПР. В результате возросла вероятность его смещения с занимаемого поста на предстоящем съезде профсоюзов.
Лидерство в номинациях "первых лиц" и "профессионалов" упрочили соответственно глава администрации президента Александр Волошин и его заместитель Владислав Сурков. Многие наблюдатели расценили смену руководства Главного территориального управления администрации президента и назначение ее руководителем Андрея Попова как усиление их позиций.
В номинации "первых лиц" заметно увеличение рейтинга министра по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Михаила Лесина. Он успешно лоббирует пролонгацию кредита в 100 млн. долл., выданного Внешэкономбанком ОРТ под залог его акций более двух лет назад. Действия министра направлены на сохранение контроля государства над первым каналом телевидения.
Можно также отметить появление в этой номинации нового главы "Норильского никеля" Джонсона Хагажеева. Он обладает хорошими связями на самом высоком уровне, так как давно занимает руководящие должности на крупнейших предприятиях цветной металлургии. Интересно, что прежний руководитель "Норильского никеля" Александр Хлопонин после избрания губернатором Таймырского АО с высоким рейтингом перешел в "региональную" номинацию.
Некоторые региональные лидеры предпринимают лоббистские усилия, направленные на возможность контролировать деятельность крупных предприятий. Так, увеличение рейтинга губернатора Челябинской области Петра Сумина может быть связано с тем, что он лоббирует передачу в доверительное управление Челябинской области крупного госпакета акций Магнитогорского металлургического комбината. Администрация области хочет не допустить передела собственности на комбинате, который возможен в случае продажи пакета на инвестиционном конкурсе.
Лоббисты-первые лица
N |
Ф.И.О. |
РЕЙТИНГ |
|
Февраль |
Январь |
||
Очень сильная эффективность |
|||
1 | Волошин А.С. (администрация президента) |
4,30 |
4,21 |
2 | Чубайс А.Б. (РАО "ЕЭС России") |
4,11 |
4,09 |
3-4 | Геращенко В.В. (Центральный банк РФ) |
4,09 |
4,13 |
3-4 | Вяхирев Р.И.("Газпром") |
4,09 |
4,07 |
5 | Пугачев С.В. (Межпромбанк) |
4,05 |
4,06 |
6 | Евтушенков В.П. (АФК "Система") |
4,03 |
4,02 |
7 | Лесин М.Ю. (Министерство по делам печати, телерадиовещения и средств массовых коммуникаций) |
4,02 |
3,93 |
8 | Алекперов В.Ю. ("ЛУКОЙЛ") |
4,01 |
4,00 |
Сильная эффективность |
|||
9 | Вайншток С.М. ("Транснефть") |
3,90 |
3,93 |
10 | Фридман М.М.(холдинг "Альфа групп") |
3,73 |
3,65 |
11 | Потанин В.О. (Группа "Интеррос") |
3,71 |
3,79 |
12 | Окулов В.М. ("Аэрофлот - Российские авиалинии") |
3,58 |
3,62 |
13 | Казьмин А.И. (Сбербанк РФ) |
3,44 |
3,39 |
14 | Ходорковский М.Б. (ЮКОС) |
3,40 |
3,37 |
15-16 | Аксененко Н.Е. (Министерство путей сообщения) |
2,96 |
2,87 |
15-16 | Дерипаска О.В. ("Сибирский алюминий", "Русский алюминий") |
2,96 |
2,94 |
17 | Гусинский В.А. (Медиа-МОСТ) |
2,83 |
2,67 |
18 | Гуцериев М.С. ("Славнефть") |
2,81 |
2,83 |
19 | Лисин В.С. (Новолипецкий металлургический комбинат) |
2,80 |
2,81 |
20 | Кузык Б.Н. (холдинговая промышленная компания "Новые программы и концепции") |
2,78 |
2,80 |
21 | Столяренко В.М. (АКБ "Еврофинанс") |
2,76 |
2,72 |
22 | Хагажеев Д.Т.("Норильский никель") |
2,74 |
- |
23 | Бородин А.Ф. (Банк Москвы) |
2,73 |
2,75 |
24 | Леонтьев С.Л. (Пробизнесбанк) |
2,67 |
2,65 |
25 | Коган В.И. (Промстройбанк, Санкт-Петербург) |
2,65 |
2,60 |
Средний рейтинг |
3,40 |
3,41 |
Лоббисты - региональные лидеры
N |
Ф.И.О. |
РЕЙТИНГ |
|
Февраль |
Январь |
||
Очень сильная эффективность |
|||
1 | Абрамович Р.А. (Чукотский АО) |
4,68 |
4,76 |
2 | Шаймиев М.Ш. (Республика Татарстан) |
4,59 |
4,54 |
3 | Лужков Ю.М. (Москва) |
4,57 |
4,65 |
4 | Строев Е.С. (Орловская область) |
4,11 |
4,07 |
5 | Яковлев В.А. (Санкт-Петербург) |
4,02 |
3,97 |
Сильная эффективность |
|||
6 | Тулеев А.М. (Кемеровская область) |
3,97 |
4,05 |
7 | Рахимов М.Г. (Республика Башкортостан) |
3,92 |
3,95 |
8 | Дзасохов А.С. (Республика Северная Осетия - Алания) |
3,71 |
3,75 |
9 | Лисицын А.И. (Ярославская область) |
3,68 |
3,57 |
10 | Прусак М.М. (Новгородская область) |
3,66 |
3,75 |
11-12 | Россель Э.Э. (Свердловская область) |
3,49 |
3,44 |
11-12 | Титов К.А. (Самарская область) |
3,49 |
3,54 |
13 | Лебедь А.И. (Красноярский край) |
3,46 |
3,44 |
14 | Хлопонин А.Г. (Таймырский АО) |
3,44 |
3,40 |
15 | Кресс В.М. (Томская область) |
3,28 |
3,23 |
16-17 | Ишаев В.И. (Хабаровский край) |
3,14 |
3,11 |
16-17 | Магомедов М.М.(Республика Дагестан) |
3,14 |
3,20 |
18 | Аяцков Д.Ф. (Саратовская область) |
3,03 |
3,09 |
Средняя эффективность |
|||
19 | Сумин П.И. (Челябинская область) |
2,61 |
2,43 |
20 | Позгалев В.Е. (Вологодская область) |
2,51 |
2,53 |
21 | Громов Б.В. (Московская область) |
2,47 |
2,43 |
22 | Фархутдинов И.П. (Сахалинская область) |
2,45 |
2,47 |
23 | Илюмжинов К.Н. (Республика Калмыкия) |
2,37 |
2,41 |
24 | Неелов Ю.В. (Ямало-Ненецкий автономный округ) |
2,34 |
2,38 |
25 | Кадыров А. (Чеченская Республика) |
2,32 |
2,35 |
Средний рейтинг |
3,38 |
3,34 |
Лоббисты-профессионалы
N |
Ф.И.О. |
РЕЙТИНГ |
|
Февраль |
Январь |
||
Очень сильная эффективность |
|||
1 | Сурков В.Ю. (администрация президента) |
4,78 |
4,71 |
2 | Греф Г.О. (федеральное правительство) |
4,42 |
4,31 |
3 | Мамут А.Л. (МДМ-банк) |
4,33 |
4,36 |
4 | Кудрин А.Л. (федеральное правительство) |
4,31 |
4,57 |
5 | Медведев Д.А. (администрация президента) |
4,30 |
4,28 |
6 | Христенко В.Б. (федеральное правительство) |
4,18 |
4,16 |
7-8 | Авен П.О. (Альфа-банк) |
4,10 |
3,95 |
7-8 | Хан Г.Б. (Тюменская нефтяная компания) |
4,10 |
4,14 |
Сильная эффективность |
|||
9 | Клебанов И.И. (федеральное правительство) |
3,91 |
4,12 |
10 | Березовский Б.А. (независимый политик) |
3,90 |
3,95 |
11 | Шохин А.Н. (депутат Госдумы) |
3,60 |
3,57 |
12 | Ресин В.И. (правительство Москвы) |
3,57 |
3,55 |
13 | Федун Л.А. ("ЛУКОЙЛ") |
3,39 |
3,34 |
14 | Павловский Г.О. (Фонд эффективной политики) |
3,17 |
3,14 |
15 | Матвиенко В.И. (федеральное правительство) |
3,15 |
3,41 |
16 | Вольский А.И. (Российский союз промышленников и предпринимателей) |
3,11 |
3,07 |
17 | Киселев Е.А.(НТВ) |
3,05 |
3,08 |
18 | Черной Л.С. (портфельный инвестор) |
3,04 |
3,02 |
19-20 | Зеленин Д.В.(Ассоциация менеджеров, "Норильский никель") |
3,02 |
3,00 |
19-20 | Невзлин Л.Б. (ЮКОС) |
3,02 |
2,87 |
Средняя эффективность |
|||
21 | Шмаков М.В. (Федерация независимых профсоюзов) |
2,87 |
3,05 |
22 | Маслюков Ю.Д. (депутат Госдумы) |
2,81 |
2,85 |
23 | Юргенс И.Ю. (Всероссийский союз страховщиков) |
2,80 |
2,71 |
24 | Сосковец О.Н. (Ассоциация финансово-промышленных групп России) |
2,77 |
2,81 |
25 | Егоров С.Е. (Ассоциация российских банков) |
2,74 |
2,69 |
Средний рейтинг |
3,54 |
3,55 |