СЕГОДНЯ в Москву прибывает президент Литвы Валдис Адамкус. За год президентства Владимира Путина это будет первая официальная встреча руководителей России и Литвы.
Российско-литовские переговоры, по-видимому, должны стать своеобразным продолжением дискуссии, поднятой в рамках саммита Россия-ЕС, который состоялся в минувшую пятницу в Стокгольме. В повестке московской встречи заявлены такие темы, как гармонизация таможенной политики, торговли, транзита, проблема Калининграда в контексте расширения ЕС, а также энергоснабжение.
Как у России, так и у Литвы в предстоящих переговорах есть свои принципиальные интересы. Для Москвы это, безусловно, проблема Калининграда. После вхождения в ЕС Польши и Литвы этот регион окажется в положении российского анклава, окруженного странами Евросоюза. В настоящее время между Россией и Литвой действует ряд соглашений, касающихся военного и гражданского транзита, а также договоренности о поставках в Калининград энергии с Игналинской АЭС. Все эти вопросы Москве хотелось бы решить до вступления в ЕС новых членов. Причем проблема Калининграда для России настолько принципиальна, что уже сейчас в Кремле проговариваются о возможности придания региону статуса федерального округа.
Литва, в свою очередь, озабочена вопросами собственного энергообеспечения. Еще до распада Советского Союза в Литве был построен достаточно мощный и современный тогда Мажейкяйский нефтеперерабатывающий завод. Его загрузку сырьем традиционно обеспечивали российские нефтяные объединения, а после приватизации - частные компании. При этом крупнейшая российская компания "ЛУКОЙЛ" всегда считала Мажейкяй зоной своих интересов и с начала 90-х годов претендовала на участие в приватизации литовского нефтяного комплекса "Мажейкю нафта".
Однако в 1999 году 33% его акций, а также право управления нефтеперерабатывающим заводом перешло американской трубопроводной компании "Вильямс". Это событие заставило "ЛУКОЙЛ" по-новому взглянуть на свои отношения с литовскими партнерами и перевести завод в разряд любых других европейских получателей нефти. Такая позиция "ЛУКОЙЛа" привела к существенному росту цен на поставляемое заводу сырье, а также к сокращению поставок нефти на Мажейкяй. А тот факт, что "ЛУКОЙЛ" и до и после конфликта выполнял функции российского оператора по поставкам нефти в Литву, дал возможность литовским СМИ обвинить компанию в использовании монопольного положения.
Начатые вслед за этим переговоры "ЛУКОЙЛа" с "Вильямсом" о долгосрочном соглашении по поставкам на НПЗ 6 млн. тонн нефти в год постепенно зашли в тупик. Предмет противоречия - цены на поставляемое сырье и желание российской компании участвовать в управлении сбытовыми сетями в регионе. "ЛУКОЙЛ", правда, продолжает поставлять свое сырье в Литву, но делает это "на общих основаниях", то есть лишь в том случае, если поставки нефти в Литву становятся выгоднее, чем поставки по другим направлениям. В результате "Вильямсу" приходится вести переговоры с другими российскими компаниями, которые успехом пока также не увенчались.
Для решения проблемы энергоснабжения Вильнюс пытается привлечь на свою сторону политические и деловые круги Нью-Йорка, что весьма негативно сказывается не только на интересах российской компании, но и на планах российского правительства получить дополнительные доходы в бюджет за счет продажи ценных бумаг "ЛУКОЙЛа". На прошлой неделе сенатор Джесси Хелмс разослал письма в американскую Комиссию по ценным бумагам и на нью-йоркскую фондовую биржу, в которых содержится весьма однозначный намек на то, что "ЛУКОЙЛ" в отношении Литвы поступает неэтично, а потому АДР российской компании недостойны размещаться на фондовой бирже Нью-Йорка. Причиной беспокойства сенатора стали сообщения "о недопустимом поведении "ЛУКОЙЛа", самым враждебным и неоправданным образом покушающегося на интересы американских фирм". Далее сенатор, ссылаясь на публикации в СМИ, указывает, что "ЛУКОЙЛ" "обладает монопольным правом контроля нефтепотоков в Мажейкяй и блокирует прямые связи других российских и казахских поставщиков с этим нефтеперерабатывающим заводом". Иными словами, "ЛУКОЙЛ" использует якобы контролируемый им нефтепровод для шантажа нефтеперерабатывающего завода и самой Литвы.
Несмотря на то что в письме содержатся очевидные неточности, оно, видимо, возымело определенное действие. В самом "ЛУКОЙЛе", отвечая на обвинения сенатора, напоминают, что все российские трубопроводы принадлежат государственной компании "Транснефть", а потому разговоры о контроле над трубой в данном случае неуместны. Кроме того, по итогам прошлого года "ЛУКОЙЛ" поставил на Мажейкяйский НПЗ лишь четвертую часть общего объема российского экспорта (4,3 млн. тонн), а в первом квартале текущего - и того меньше. "Монопольная" функция "ЛУКОЙЛа" заключается лишь в техническом сборе заявок на поставки нефти с других российских компаний. Однако необоснованное отклонение заявок может грозить оператору громким внутрироссийским скандалом. Вместе с тем в компании подчеркивают, что подоплеку американских обвинений следует искать в политической сфере.
Обойти это политическое противоречие на завтрашнем саммите лидерам России и Литвы будет крайне сложно. Скорее всего проблемы литовского энергоснабжения могут быть тесно увязаны с решением калининградского вопроса, тем более что Москва завершает строительство Балтийской трубопроводной системы, которая пойдет в обход стран Балтии.