В МОСКВЕ состоялся 27 съезд Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей (Роспрофжел). Нелишне отметить, что профсоюз железнодорожников - один из немногих - сумел сохранить свою независимость и приверженность тем целям, ради которых, собственно, и был образован почти 100 лет назад. К настоящему времени союз насчитывает 2 миллиона 400 тысяч человек, примерно 93% работающих.
Роспрофжел - влиятельная общественная организация, представляющая реальную силу в защите прав и интересов своих членов. Основой этой защиты стал последовательно осуществляемый профсоюзом принцип социального партнерства с администрацией.
Железнодорожный транспорт, как никакая другая отрасль, в полной мере испытал на себе последствия экономического спада. В этой ситуации было чрезвычайно трудно сохранить достигнутый уровень социально-экономических гарантий для тружеников отрасли. Однако провозглашенный профсоюзом принцип социального партнерства с администрацией позволил в какой-то мере смягчить последствия экономических катаклизмов. По словам председателя Роспрофжела Анатолия Васильева, "профсоюз не был пассивным наблюдателем, порой шел на компромиссы ради сохранения стабильности в отрасли". Законы выживания, действующие в рыночной экономике, настоятельно требовали резкого уменьшения численности работающих на железнодорожном транспорте. Профсоюз принял активное участие в разработке и принятии отраслевой программы занятости, которая впоследствии приобрела федеральный статус. В ней предусматривались все возможности для сохранения кадров: переподготовка, внутрипроизводственные перемещения, временный вынужденный переход на неполный рабочий день. Только таким образом удалось избежать массовых увольнений, снять остроту социальной напряженности в отрасли, сохранить кадровый состав.
Очередной съезд профсоюза проходил в очень непростой для отрасли период. Понятно, что в ходе реформирования вновь обострятся проблемы: обеспечение занятости, сохранение уровня заработной платы, соблюдение прав и гарантий деятельности профсоюза, стабильное функционирование учреждений социальной сферы и т.д. Российский профсоюз железнодорожников и транспортных строителей в основном поддерживает принципы реформирования отрасли, сформулированные МПС России. Однако вместе с этим профсоюз весьма беспокоит позиция отдельных министерств и ведомств, которые, по мнению представителей Роспрофжела, "стремятся выхолостить социальную составляющую преобразований в отрасли, пытаются вбить клин между МПС России и отраслевым профсоюзом". Роспрофжел считает необходимым законодательно обеспечить проводимые реформы, сохранить единую систему российских железных дорог, вертикаль системы управления, закрепить 100% акций компании "Российские железные дороги" в государственной собственности.