Россия до сих пор способна строить ежегодно до 650 магистральных самолетов, но выпускает не более 4-5. Тем не менее некоторые отечественные авиакомпании предпочитают приобретать по лизинговой схеме, то есть с рассрочкой платежа под правительственные гарантии, западные "Боинги" и "Эрбасы", пренебрегая данными ранее обещаниями о заказе российских самолетов. Уже сейчас ежегодные лизинговые платежи за иностранные самолеты, ввезенные в Россию, составляют около 300 млн. долл. То есть мы финансируем западных производителей авиатехники.
До сих пор правительство не может решить вопрос о механизме кредитования заказа на производство отечественных самолетов для авиакомпаний или построить схему лизинга, по которой продается в мире более 80% самолетов.
Год назад, 18 марта, будучи еще и.о. главы государства, Владимир Путин, выступая в Воронеже, сообщил, что правительство РФ готовится к внедрению системы лизинга в авиационной промышленности. "Мы надеемся, что это будет хорошим импульсом для самолетостроения в России, - подчеркнул будущий президент России. - Центральный банк сейчас дорабатывает последние штрихи, и есть все основания полагать, что мы существенно продвинемся в этом отношении". Однако воз и поныне там, хотя решение вопроса не терпит отлагательства. До 2007 года предполагается списать 3400 воздушных судов, в том числе и 518 магистральных. Модернизация Ту-154, Ил-62, Ил-86, Як-42 кардинально не решит проблему в связи с их моральным старением и выработкой ресурса.
Сегодня получается, что покупать магистральную авиатехнику за рубежом выгоднее, хотя она там несравненно дороже. К примеру, Ил-96-300 стоит всего 30 млн. долл., а прямой его аналог - Boeing 767 - 80 млн. долл. Но иностранные самолеты приобретаются российскими компаниями по лизингу с рассрочкой на 15 лет и ставкой кредитования примерно 6,5%. Таких долгосрочных кредитов в России нет и в помине. О кредите максимум на 5 лет под 15% можно только мечтать. Кроме того, "Боинги" ввозятся беспошлинно, а отечественным производителям не разрешают снизить пошлины на материалы, которые в России просто не производятся. Да еще иностранные лизинговые компании, действующие в России, зарегистрированы в странах с льготным налогообложением. В результате стоимость летного часа на отечественном самолете, который в два с половиной раза дешевле зарубежного аналога, получается выше!
Лизинговая компания "Ильюшин-Финанс Ко", созданная в 1998 году, взялась подтолкнуть правительство к решению вопроса о лизинге. Она объявила о подписании рамочного соглашения с авиакомпанией "Атлант-Союз", по которому "Атлант" приобретет в лизинг десять новых самолетов Ил-96-400/Т и четыре Ту-204С. Общая стоимость покупки превысит 450 млн. долл. Кстати, Ил-96-400/Т - это тот самый межконтинентальный широкофюзеляжный транспортный самолет Ил-96/Т, сертифицированный в США, только с российскими двигателями и авионикой вместо американских. В эту модификацию "Атлант" вложил 3 млн. долл., причем в ней были использованы и наработки из президентского самолета. Ту-204С будет тоже с российской начинкой.
По нашей информации, сейчас "Ильюшин-Финанс Ко" конфиденциально прорабатывает возможные финансовые схемы. Известно, что к реализации проекта приглашены десять крупных банков, в том числе и иностранные инвесторы. Рассчитывает компания и на правительственную поддержку. Удастся ли "Атланту" удержать небо, решится, по словам заместителя генерального директора "Атлант-Союза" Владимира Прокопенко, в ближайшие две недели.