"НГ" УЖЕ НЕ РАЗ говорила своим читателям о негативных тенденциях, которые в последнее время сложились в отечественной экономике. Слишком высокий уровень инфляции в сочетании с чрезмерно жесткой валютной политикой Центробанка постепенно съедает тот самый эффект от девальвации рубля, который в течение двух с половиной лет позволяет отечественным предприятиям наращивать объемы производства и успешно вытеснять импортные аналоги на внутреннем и внешних рынках.
Финансовый "мотор" экономического роста дряхлеет буквально на глазах. Высокая норма обязательной продажи валютной выручки, установленная Центробанком для экспортеров, приводит в страну огромное количество валюты. Банк России, покупая доллары, вынужден эмитировать рубли, избыточная масса которых и создает высокий инфляционный фон. Рубль де-факто обесценивается, хотя относительно доллара его курс держится примерно на одном уровне. В результате расходы предприятий в рублях растут, увеличивается стоимость конечной продукции и, следовательно, усиливается конкуренция со стороны импортных аналогов.
По мнению значительного числа экспертов, сохранение этой ситуации может привести в конце концов к остановке роста промышленного производства и, возможно, к первому экономическому кризису времен президентства Владимира Путина.
Правительство и Центробанк пока не уделяют должного внимания этой проблеме и не предпринимают сколько-нибудь существенных мер для предупреждения возможных негативных последствий. До сих пор финансовый рынок так и не получил инструмента, позволяющего связать излишнюю рублевую ликвидность. Хотя многие специалисты и предлагали рассмотреть возможность использования для этих целей облигаций Банка России. Их появление на рынке не только позволило бы связать лишние рубли (причем без увеличения бремени федерального бюджета, поскольку эти обязательства не относились бы к внутреннему долгу государства), но и задействовать ресурсы самого Центробанка, сняв наконец претензии к самому ЦБ о слишком высокой прибыли этого государственного института.
Собственно, в настоящее время существует две точки зрения относительно возможности изменить валютное законодательство в части продажи выручки экспортерами. Первой придерживаются Центробанк, валютные биржи и некоторые, впрочем, достаточно крупные по российским меркам, коммерческие банки. Они полагают, что либерализация валютного законодательства в этой части неизбежно приведет к финансовому кризису, по своим последствиям мало отличающемуся от событий 1998 года.
Противоположную сторону представляют некоторые члены правительства, помощник президента по экономической политике Андрей Илларионов, Московская межбанковская валютная ассоциация, а также промышленные компании, объединенные под эгидой Российского союза промышленников и предпринимателей. По их мнению, ничего страшного в отмене обязательств по продаже валюты нет и у Центробанка достаточно инструментов для подавления возможных негативных последствий.
Тихо тлевший спор между двумя сторонами в последнее время резко оживился. С середины января на имя премьер-министра Михаила Касьянова поступили сразу три письма, порой совершенно противоположные по содержанию. Первое подписано председателем Центробанка Виктором Геращенко, второе - руководством РСПП, а третье - лидерами Национальной валютной ассоциации. Последние, в частности, предлагают расширить круг обсуждающих эту проблему, привлечь к спору все заинтересованные стороны и разработать национальную стратегию развития валютного законодательства на средне- и долгосрочную перспективу.
У противников отмены обязательной продажи валютной выручки есть два главных аргумента. Первый из них сводится к тому, что плохой инвестиционный климат и непреодолимое желание предпринимателей вывести свои капиталы за рубеж не позволяют отменить обязательную продажу валюты без опасных социальных последствий. Второй аргумент связан с готовящейся сейчас совместной программой России и Международного валютного фонда. В этом документе в числе обязательств, которые собирается взять на себя Россия, значится намерение увеличить в 2001 году золотовалютные резервы почти на 8 млрд. долл. Как полагают представители ЦБ, если все-таки будет принято решение об изменении упоминавшейся выше нормы валютного регулирования, Центробанк вынужден будет отстраниться от участия в поддержании курса рубля посредством валютных интервенций, в результате чего на финансовом рынке может произойти дестабилизация.
Сторонники отмены этой меры полагают, что угрозы преувеличены. Достаточно высокое положительное сальдо торгового баланса позволяет увеличивать резервы и без сохранения нормы об обязательной продаже валюты. По их мнению, все разговоры о возможной дестабилизации являются лишь желанием оттянуть время. Так, глава ММВА Алексей Мамонтов в беседе с корреспондентами "НГ" связал предложения НВА с желанием затянуть время, добавив при этом, что один день сохранения нормы об обязательной продаже валютной выручки позволяет валютной бирже получать доход в 200-250 тыс. долл.
Представители РСПП в своем письме на имя Касьянова подчеркнули, что государство должно пойти "на безусловную отмену обязательной продажи валютной выручки" экспортерами. По их мнению, появление этой меры во многом обязано ситуации 1998 года, когда ЦБ вынужден был наращивать резервы в условиях гипердевальвации рубля. "Однако в настоящее время обменный курс равновесен, а резервы ЦБ достаточно велики, конъюнктура экспортного рынка удачна, и у ЦБ нет прямой необходимости в наращивании резервов", - говорится в письме РСПП.
Аргументы обеих сторон на первый взгляд кажутся убедительными. Но при этом необходимо помнить о том, что оба сценария разрешения конфликта - и предлагаемый Центробанком, и отстаиваемый сторонниками отмены обязательной продажи валютной выручки - достаточно рискованны. Вряд ли кто может со стопроцентной уверенностью гарантировать, что отмена обязательной продажи валюты не выльется в резкий скачок курса доллара (поскольку все еще слишком большими остаются остатки на корсчетах коммерческих банков, а Центробанк не сможет долго противостоять спекулятивным атакам), а сохранение существующего положения не приведет к остановке роста промышленного производства.
Сегодня "НГ" знакомит читателей с двумя из вышеупомянутых писем. Текст одного из них - Российского союза промышленников и предпринимателей - в принципе достаточно ясно отражает позицию РСПП. Второй документ - письмо председателя Центробанка Виктора Геращенко - требует некоторых пояснений, поскольку редакция не имеет возможности опубликовать его в полном объеме.
Сам Центробанк пока отказывается идти на полную отмену оспариваемой нормы. Вместе с тем, по слухам, сейчас рассматривается возможность снижения нормы продажи с 75 до 50% и предлагаются некоторые послабления в системе валютного регулирования, которые сами по себе могут быть интересны для нашего читателя. Центробанк предлагает изменить характер процедуры оформления перевода денег за рубеж с разрешительного на уведомительный. В частности, Центробанк имеет в виду облегчить для предпринимателей следующие процедуры: привлечение кредитов, получение иностранной валюты в оплату права собственности на недвижимость, получение валюты под поручительства, гарантии и залоговые операции, открытие резидентами счетов в иностранной валюте за пределами России для оплаты расходов на содержание представительств. Часть этих мер, по мнению руководителя Центробанка Виктора Геращенко, не потребует внесения изменений в законодательство.
Что касается других мер, облегчающих операции с валютой, то они потребуют предварительного внесения поправок в законы. Так, речь может идти об облегчении расчетов в иностранной валюте между резидентами РФ, покупке валюты для оплаты работы и др.
Как бы то ни было, но похоже, что Центробанк не собирается без боя сдавать свои позиции, ведь даже снизив до 50% норму обязательной продажи валютной выручки экспортерами, он мало что теряет. Сейчас предприятия и организации продают на бирже около 52-56% своей валютной выручки. Они используют спасительную лазейку в законодательстве, разрешающую снижать норму обязательной продажи до 50%, если организация вынуждена тратить более 25% своей валютной выручки на обслуживание внешних валютных заимствований.
Норма об обязательной продаже является своего рода опорным пунктом для нынешнего руководства ЦБ, в последнее время вынужденного вести лоббистские сражения практически на всех фронтах - начиная с валютного рынка, заканчивая вопросом о своем статусе. Ведь именно Виктор Геращенко является идеологом введения этой нормы в момент кризиса 1998 года.
Проблему, видимо, придется решать уже на самом высоком уровне - в Кремле, поскольку статус Центробанка не позволяет (по крайней мере пока) правительству вмешиваться в политику Виктора Геращенко. Впрочем, при всей справедливости критики нынешней системы валютного регулирования необходимо помнить, что отказ от нее без каких-либо компенсирующих мер усилит нестабильность на финансовых рынках и увеличит отток капитала за рубеж.