В центре борьбы за столичный бензиновый рынок находится Московский нефтеперерабатывающий завод.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
В МИНУВШИЙ четверг состоялась встреча представителей англо-американской компании "Би Пи" с мэром Москвы Юрием Лужковым. По словам участников, на встрече обсуждался вопрос о деятельности Московского НПЗ. Кроме того, на этих переговорах присутствовал и Шалва Чигиринский, президент Центральной топливной компании (ЦТК) в структуру которой входит МНПЗ, а также глава английской фирмы Sibir Energy Генри Камерон. Напомним, что Шалва Чигиринский является совладельцем компании "Петрол Комплекс", которой принадлежат автозаправочные станции "Би Пи" в Москве. Ранее представители "Би Пи" не проявляли активности в отношении переговоров с московским мэром. Все дела, касавшиеся предоставления мест под строительство новых АЗС, по слухам, решал Шалва Чигиринский. Эксперты связывают это с его хорошими отношениями с Юрием Лужковым. Ни для кого не является секретом, что фирмы, принадлежащие Шалве Чигиринскому, выполняют самые престижные строительные заказы московской мэрии.
Теперь представители "Би Пи" стали открыто проявлять интерес к Московскому НПЗ. Хотя, по нашим сведениям, они делали это и раньше, правда, не так откровенно. По словам нашего источника в ЦТК, в момент разговоров о создании Московской нефтяной компании (МНК), в состав которой должна была войти ЦТК, МНПЗ посетила делегация, представлявшая интересы МНК. Однако состояла она почему-то из представителей "Би Пи". В результате сотрудники англо-американской компании получили полное представление о работе завода. Кроме того, бывший президент ЦТК Юрий Шафраник предлагал "Би Пи" создать совместное предприятие на основе полипропиленового комплекса, входящего в структуру МНПЗ. Однако представители иностранной компании отказались от этого предложения. Более того, Юрий Шафраник заявил корреспонденту "НГ", что "Би Пи" не будет покупать МНПЗ. Скорее всего это связано с тем, что заводу нужны очень большие инвестиции для реконструкции. Поэтому можно предположить, что "Би Пи" постарается установить контроль над заводом за счет дружественного менеджмента. Очевидно, что компании было бы выгодно получать бензин для своих АЗС по себестоимости и контролировать прибыль от оптовых продаж топлива. Напомним, сейчас "Би Пи" имеет в Москве 24 заправки и в ближайшее время планирует увеличить их число до 120.
Однако не все так просто. Проблема МНПЗ заключается в том, кто будет поставлять на него нефть. Сейчас это делают "ЛУКОЙЛ" и "Татнефть", которые владеют 45% акций завода. Кроме того, представители "ЛУКОЙЛа" неоднократно заявляли о своем желании купить МНПЗ. Но мэрия Москвы отказала ему в этом и передала завод под контроль Шалвы Чигиринского, сделав его президентом ЦТК. Однако оказалось, что до установления контроля еще далеко. Оптовая продажа топлива с МНПЗ осуществляется структурой "МНПЗ-Сбыт", которую возглавляет Юрий Шафраник, а контрольный пакет акций этого АО принадлежит "ЛУКОЙЛу" и "Татнефти". Таким образом, получается, что "ЛУКОЙЛ" и поставляет нефть на МНПЗ, и реализует бензин. Роль руководства завода в этой схеме сводится к минимуму. Однако вполне возможно, что "Би Пи" сможет договориться с "ЛУКОЙЛом". У этих компаний много совместных проектов. В частности, "Би Пи" осуществляет поставки бензина на АЗС, приобретенные "ЛУКОЙЛом" в США. Кроме того, российская компания вынашивает планы по приобретению в США нефтеперерабатывающего завода. Вполне возможно, что продаст этот завод "ЛУКОЙЛу" именно "Би Пи". Так что эти компании вполне могут сотрудничать и на Московском НПЗ.