БАНКОВСКАЯ реформа в России - сюжет достаточно старый. Справившись как-то с первым, во многом чрезвычайным этапом оздоровления банковской системы после кризиса 1998 года, правительство и парламент так и не решили проблему создания в России полноценного банковского законодательства. Практические действия правительства свелись к инвентаризации государственного участия в капиталах кредитных организаций. Очередной ее этап, завершенный Минфином, привел к новому увеличению списка таких банков - с 460 до 800. 15 февраля Министерство финансов внесло в правительство проект распоряжения о создании комиссий для определения целесообразности участия государства в капиталах конкретных банков. Там, где у государства есть блокирующий пакет акций (более 25%), будет задействована межведомственная комиссия при правительстве, а банки с небольшой государственной долей в капитале должны рассматривать отраслевые комиссии. При этом обсуждаемые в Думе поправки в закон "О банках и банковской деятельности" запрещают правительству участвовать в капиталах банков, иначе как на правах полного стопроцентного собственника. Проявлял активность и специально созданный банковский комитет Госдумы, а деятельность рабочей группы по подготовке поправок в закон о ЦБ неоднократно вызывала напряженное внимание. Однако принятых законов мы так и не увидели. Нерешенным, например, остался вопрос о создании системы гарантирования частных банковских вкладов, хотя первый вариант законопроекта был готов еще в 1995 году.
Похоже, что давление на российский кабинет с целью активизации реформы банков оказывается как внутри России, так и извне. В феврале Ассоциация российских банков (АРБ) направила письма высшим руководителям России: сначала Михаилу Касьянову, а спустя неделю и Владимиру Путину. Предложения, содержащиеся там - например налогообложение банковской прибыли по общей (35%), а не по действующей сейчас повышенной (43%) ставке, - звучали и раньше, однако сейчас в банковском сообществе растет разочарование политикой государства. Это и неудивительно - в прошлом году из 20,2 млрд. руб., полученных банками в качестве чистой прибыли, 17 млрд. руб., или 84,2%, ушло на уплату различного рода налогов. Банкиры же добиваются, чтобы из их прибыли делались необлагаемые налогом вычеты. Прежде всего это должно касаться средств, направляемых на увеличение собственных капиталов, - ведь по реальному уровню капитализации российская банковская система еще не достигла докризисных показателей. В документах АРБ высказывается и пожелание, чтобы из облагаемой налогом прибыли исключить капитальные затраты, например на строительство объектов, имеющих непосредственное отношение к банковской деятельности. Впрочем, на это правительство, озабоченное повышением сбора налогов, вряд ли пойдет. Строительство роскошных офисов - весьма удобный способ увода прибыли.
Однако претензии банкиров касаются не только правительства, но и ЦБ. В письме к премьеру они отмечают, что "ЦБ РФ далеко не полностью выполняет требования закона". Например, высока норма отчислений в фонд обязательного резервирования ЦБ - 7% средств, привлеченных в рублях, и 10% - в валюте. Эти ресурсы отвлекаются на долгий срок и не могут быть использованы для кредитования экономики. АРБ предлагает снизить норму до 5% по рублям и вообще прекратить изъятие средств с валютных счетов.
Между тем, если к отечественным лоббистам правительство может позволить себе не прислушиваться, то игнорировать мнение иностранных гостей ему гораздо труднее, особенно в нынешней ситуации с внешним долгом. Миссия МВФ, недавно покинувшая Москву, увезла с собой обещания российского правительства уже в течение февраля-марта сделать ряд шагов в банковском секторе - согласовать техническое задание для международной проверки стратегии развития Сбербанка, представить график выхода ЦБ из капитала своих дочерних банков, активизировать рассмотрение во втором чтении "банковского пакета" МВФ, а также облегчить выпуск облигаций Центробанка. Сейчас правительству явно важнее отчитаться о своей активности перед весенним советом директоров МВФ. Может случиться так, что банковская реформа начнется в России под давлением обстоятельств, а не в результате осознания ее необходимости внутри страны.