ПОХОЖЕ, правительство начинает осознавать важность нормальных партнерских отношений с российской бизнес-элитой. Последние изменения в составе совета по предпринимательству при правительстве РФ свидетельствуют о наметившихся положительных тенденциях в затянувшейся "шахматной партии" между властью и крупным бизнесом.
Создание этого консультативного органа сопровождалось целой серией достаточно помпезных заявлений со стороны представителей правительственных структур о необходимости тесного сотрудничества власти и деловых кругов для эффективного развития российской экономики. Однако в действиях кабинета Касьянова можно было усмотреть довольно своеобразную логику: да, подобная структура нам нужна, но излишнюю самостоятельность ей давать не стоит. Фактически речь шла о создании "ручной" организации, которая служила бы проводником идей и решений, уже разработанных или принятых правительством. Безусловно, наличие подобной "ширмы" было бы весьма удобным - совет не только "озвучивает" идеи правительства, но и фактически делит с ним ответственность за последствия принятых решений. При этом разыгрывалась бы довольно благостная, по крайней мере внешне, картина: власть и бизнес рука об руку ведут страну к экономическому процветанию. Однако дальнейший ход событий показал формальную сущность этой наспех сколоченной структуры: неоднородный состав участников и нежелание бизнес-элиты становиться свадебными генералами в подобном действе не могли привести к действительно эффективному и, главное, объективно необходимому сотрудничеству. Об этом свидетельствует и то, что с момента образования совета по предпринимательству до февраля нынешнего года прошло всего два заседания этой организации. На первом участники поговорили о тарифной политике, не приняв никаких решений, а второе практически было сорвано из-за слабого интереса со стороны наиболее влиятельных его членов. Оно и понятно - обсуждать уже практически принятые правительством решения, не имея возможности реально влиять на их формирование, представителям серьезных деловых кругов неинтересно, а играть второстепенную роль в спектакле "бизнесу дали порулить экономикой" им просто некогда.
Однако в удобное кабинету министров Касьянова течение событий вмешался президент. В конце января Владимир Путин встретился с рядом представителей Российского союза промышленников и предпринимателей. На этой встрече российская бизнес-элита смогла представить президенту свои предложения, касающиеся либерализации валютного рынка, реальных путей проведения пенсионной реформы и ряда других. Итогом этого разговора можно считать поручение президента премьер-министру лично заняться некоторыми проблемами, которые обсуждались на встрече.
В Белом доме, похоже, не ожидали такого интереса президента к работе совета. Касьянову пришлось в срочном порядке переводить эту организацию из разряда формальных в разряд реально действующих. Эффективным шагом в этом направлении стало пополнение совета некоторыми из наиболее влиятельных, способных к государственному мышлению фигур. Это председатель совета директоров "Альфа-банка" Михаил Фридман, глава МДМ-банка Александр Мамут и президент холдинга "Интеррос" Владимир Потанин. Примечательно, что именно они наряду с уже входившими в совет главой группы "Уралмашзаводы" Кахой Бендукидзе и владельцем ЮКОСа Михаилом Ходорковским составили рабочую группу бюро правления РСПП, в задачу которой входит обеспечение нормального диалога с правительством. Таким образом, взаимодействие высшей власти и крупного бизнеса, казавшееся еще летом почти невозможным, приобретает относительно четкие контуры. РСПП формулирует позицию деловых кругов, а совет по предпринимательству согласовывает ее с правительством, добиваясь, чтобы точка зрения предпринимателей была бы учтена в момент принятия правительственных решений. Третье заседание совета, уже в обновленном составе, явно отличалось от предыдущих большей эффективностью. Так, правительство уже согласно принять предложенный советом вариант закона о налоге на прибыль. Обсуждался и весьма больной для страны вопрос о либерализации валютного законодательства: смогут ли российские физические и юридические лица свободно открывать счета за рубежом. Экономисты считают, что актуальную проблему бегства капиталов можно решить путем "его разрешения". Видимо, именно этот вопрос станет основным на следующем заседании совета, которое планируется на начало апреля.
Между тем для самого Михаила Касьянова взаимопонимание с лидерами отечественного капитала сейчас даже более актуально, чем обычно. Вотум недоверия, которым грозят уже не только одни коммунисты, стал реальным сигналом непрочности положения кабинета. В такой ситуации не соглашаться с Кремлем, где готовится модель реорганизации правительства, просто неразумно. Так что, активизируя работу совета после встречи президента с бизнесменами, премьер решает помимо всего прочего еще и вполне конкретную задачу - остаться во главе российского кабинета министров.