МЕНЕЕ года назад в Праге было открыто представительство Российских железных дорог, возглавляемое бывшим первым заместителем министра путей сообщения России Владимиром Ильиным. Главной задачей представительства определена координация деятельности уполномоченных представителей МПС России в странах Центральной Европы, изучение европейского рынка транспортных услуг, установка деловых контактов с промышленными предприятиями Чехии и других стран Центральной Европы, так или иначе связанными в своей деятельности с железнодорожной отраслью. Важной составной частью работы пражского представительства МПС России ныне стала реализация задач по созданию системы железнодорожных перевозок из стран Западной Европы - через Россию - и далее в Японию и страны Юго-Восточной Азии, а возможно - через Берингов пролив - и на территорию Северной Америки.
Когда министр путей сообщения Николай Аксененко около двух лет назад впервые выступил с подобной идеей, очень многие в России и за рубежом восприняли ее с недоверием или по крайней мере со значительной долей скептицизма. Но когда этот проект затронул во время своих переговоров в Японии президент Владимир Путин, скептики задумались и начали считать.
После конкретного президентского поручения 3 января нынешнего года за расчеты сели десятки специалистов в разных частях нашей страны.
В ближайшие недели на стол к Владимиру Путину должен лечь краткий, но емкий доклад с технико-экономическим обоснованием проекта, который теперь многие российские и зарубежные эксперты уже считают весьма перспективным.
В настоящее время Транссибирская магистраль загружена в недостаточной степени. Главная причина в том, что многие перевозчики предпочитают направлять грузы из Западной Европы в регион Юго-Восточной Азии и обратно морским путем. Но это обычно занимает не менее полутора месяцев, да и тарифы перевозок более высоки по сравнению с железнодорожными.
Серьезным препятствием для сухопутной переправки грузов является разница в ширине европейской и российской железнодорожной колеи. В Европе ширина колеи равна 1435 мм, в России - 1520 мм. В подобной ситуации возникает необходимость перегрузки контейнеров из вагона в вагон на пограничных станциях. Пражским представительством МПС недавно была организована опытная перевозка по маршруту Брест-Находка за 12 суток, что весьма заинтересовало западных экспедиторов.
Территория Чешской Республики является идеальным местом для создания главного узла европейской части трансконтинентальной магистрали не только потому, что эта страна расположена в самом центре Европы, но и благодаря ее высокому техническому и экономическому развитию, а также многолетнему сотрудничеству с Россией в эксплуатации железнодорожного транспорта. После распада Советского Союза в МПС России осталось около 1800 пассажирских электровозов (в России они не выпускаются) и свыше 6500 маневровых тепловозов чешского производства. Большинство из них в настоящее время, естественно, нуждается в капитально-восстановительном ремонте.
Именно о том, как наладить подобный трудоемкий процесс, и шла в основном речь во время январского посещения Николаем Аксененко немецкой компании "Сименс" и последующего визита на пльзеньский комбинат "Шкода холдинг", который многие десятилетия занимается производством и ремонтом электровозов. Во время переговоров министра с руководителями комбината было принято окончательное решение о создании совместного предприятия по капитально-восстановительному ремонту и производству новых, самых современных электровозов на базе Ярославского электровозоремонтного завода. Определен и точный срок выпуска на этом предприятии первого отремонтированного электровоза с использованием чешской технологии и оборудования - июль 2001 года.
Очень интересной получилась встреча Николая Аксененко с руководителями Министерства транспорта и дирекции чешских железных дорог. У собеседников российского министра его идея о создании на территории республики крупнейшего европейского терминала как составной части новой трансконтинентальной магистрали вызвала живейший интерес. Достигнутые во время этих переговоров соглашения ныне рассматриваются министрами чешского правительства.
Проект предусматривает не только строительство терминала, но и прокладку в Центральную Чехию железнодорожной колеи шириной 1520 мм. Вести ее планируется из Словакии или Польши, в зависимости от экономической целесообразности. Во время недавнего визита Николая Аксененко в Польшу рассматривался, в частности, вариант строительства широкой колеи из Катовиц, куда сейчас доставляются российская руда и каменный уголь с использованием железнодорожного узла Изов Львовской железной дороги. Завозя контейнеры в Центральную Чехию из других европейских стран - в основном, видимо, с помощью автотранспорта, экспедиторы получат возможность доставлять их далее на российских платформах без каких-либо перегрузок до Находки, а потом - снова автотранспортом - далее в страны Юго-Восточной Азии. Все это должно существенно сократить сроки и снизить себестоимость доставки грузов.
Следующая стадия разработки нового проекта обсуждается на переговорах с представителями правительства и железнодорожной отрасли Корейской Республики и КНДР. В связи с этим в Сеуле только что побывал первый заместитель министра путей сообщения России Александр Целько. И здешние коллеги проявили значительный интерес к идее восстановления Транскорейской магистрали и соединения ее с Транссибом. Тем более что Александр Целько заверил их, что для россиян осуществление работ подобного масштаба не представляет большой сложности с чисто технической стороны.
Во время дискуссий в Сеуле было подчеркнуто, что Транссиб является самой технически и технологически оснащенной железнодорожной магистралью в мире, наиболее эффективным, безопасным и экономичным сухопутным маршрутом из стран Тихоокеанского региона в Россию и далее в Западную Европу. Предстоящий вскоре официальный визит президента России Владимира Путина в Республику Корея наверняка придаст новый импульс в осуществлении проекта.
По словам Александра Целько, Россия в первую очередь заинтересована в развитии и инвестировании средств в транспортный коридор Сеул-Вонсан-Туманган-Хасан-Дальний Восток с выходом на Транссиб, разумеется, при условии, что Республика Корея и КНДР гарантируют российской стороне необходимые объемы перевозок при равнодоступных тарифных ставках в транспортном коридоре на Транссиб и на Китай.
Следующим важным шагом в реализации договоренностей о многостороннем сотрудничестве в сфере железнодорожного транспорта станет презентация подобного рода в столице КНДР Пхеньяне. Переговоры об этом уже начались.
Прага