ОБ ЭТОМ сообщил заместитель исполнительного директора концерна "Росэнергоатом" Сергей Яшечкин. РАО "ЕЭС России" через Центральное диспетчерское управление (ЦДУ), находящееся в полном подчинении РАО (на 100% дочернее предприятие РАО), наложило ограничения на выработку электроэнергии атомными электростанциями. С 10 февраля 2001 года снижена нагрузка на Балаковской, Ленинградской, Курской и Кольской АЭС, способных нести максимальную нагрузку, как они и делали это в прошлые годы, когда за выработанную электроэнергию платили в большей мере векселями, бартером, но не "живыми" деньгами.
Сейчас ситуация улучшилась и приблизилась к 100-процентной оплате деньгами отпущенной электроэнергии. Но теперь РАО "ЕЭС России" стало придерживаться политики двойного стандарта по квотированию выработки электроэнергии, установив при этом, кому и сколько вырабатывать энергии. Преследуя свои собственные чисто корпоративные интересы, РАО "ЕЭС России" регулирует, какой производитель осуществляет выработку энергии и в каком объеме, обосновывая при этом свои действия заданием ФЭК. Но задания ФЭК как такового не существует, и, следовательно, его формирование не входит в компетенцию Федеральной энергетической комиссии. ФЭК - это ценовой орган. Он не устанавливает режим нагрузки электростанций. Постановлением Федеральной энергетической комиссии от 17 апреля 1998 года об отборе поставщиков федерального оптового рынка электроэнергии и мощности определено, что режим планируется исходя из реальной технической готовности поставщиков и возможностей по снижению затрат на топливо. Сейчас же, как это следует из действий ЦДУ, оно начинает ограничивать экономичных производителей электроэнергии - АЭС, позволяет работать менее рентабельным, тем самым самовольно возложив на себя функции коммерческого оператора, а не обязанности технологического оператора, которые установлены ему законом. Быть может, потому, что для дочернего предприятия РАО "ЕЭС России" корпоративные интересы являются приоритетными?
И если следовать этим квотам, то АЭС России недовыработают энергии в I квартале 2001 года уже на 1 млрд. кВт.ч, что приведет к удорожанию электроэнергии, полученной потребителями, приблизительно на 150 млн. руб. и потребует дополнительного расхода дефицитного газа для ТЭС в объеме приблизительно 250 млн. кубометров. Кроме того, действия ЦДУ вступают в противоречие с постановлением правительства РФ, по которому атомным станциям поручается выработать 36,5 млрд. кВт.ч электроэнергии за эти три месяца.
Государственные предприятия, каковыми являются атомные станции, вынуждены по вине частной компании, монопольно владеющей правом управлять нагрузкой государственных атомных электростанций, поставить перед правительством РФ вопрос о необходимости выполнения госзадания и предложить использовать более дешевый источник энергии, а не жечь дорогое топливо, которое будет необходимо весной 2001 года, или, будучи проданным на экспорт по общемировым ценам, принесет государственной казне значительно большие доходы.
По вине ЦДУ ЕЭС России Кольская атомная электростанция при полной технической готовности только с начала года недовыработала около 500 млн. кВт.ч электроэнергии по сравнению с балансом, утвержденным правительством Российской Федерации. И это нисколько не смущает ни руководство РАО, ни руководство ЦДУ. Более того, ФЭК России, на "задание" которой ссылается РАО "ЕЭС России" в своих действиях, подводя итоги за 2000 год и рассматривая перспективы 2001 года, отмечает, что на рынке по-прежнему не обеспечивается экономическое диспетчирование по критериям отбора заявок наиболее эффективных электростанций. При этом ОАО "ЦДУ ЕЭС России" систематически загружает неэффективных поставщиков ФОРЭМ, не обеспечивая загрузку самых экономичных атомных электростанций.
ФЭК России и руководство концерна "Росэнергоатом" озабочены также отсутствием плана развития электросетевых мощностей, обеспечивающих интеграцию в рамках рынка всех производителей и их доступ на рынок энергодефицитных регионов (например, Кольская АЭС по этой причине ежегодно теряет 4,5 млрд. кВт.ч выработки).