КОЛЛИЗИЯ вокруг проекта указа президента РФ "О совершенствовании управления предприятиями Пермского моторостроительного комплекса" начинает обрастать новыми подробностями. Позицию ФСБ, весьма негативно отнесшейся к основным положениям документа, решил поддержать и аппарат Совета безопасности России. На практике это означает вступление в аппаратную интригу такого политического тяжеловеса, как Сергей Иванов. Это не только коренным образом меняет всю ситуацию вокруг ОАО "Пермские моторы", но и вносит существенные коррективы в расстановку сил накануне готовящейся реорганизации кабинета министров, в результате которой, как ожидается, должен остаться только один вице-премьер.
Напомним, что, по информационным утечкам из властных структур, Федеральная служба безопасности РФ отказалась визировать проект президентского указа о реструктуризации ОАО "Пермские моторы", подготовленный в аппарате вице-премьера Ильи Клебанова. Этот холдинг является крупнейшим производителем авиационных двигателей в России. Согласно проекту указа президента России, который был подготовлен специалистами из окружения Клебанова, холдинговая компания "Интеррос", контролируемая Владимиром Потаниным, должна передать в федеральную собственность 37,2% акций "Пермских моторов" в обмен на списание 400 млн. руб. задолженности (включая начисленные штрафы и пени) этого ОАО Пенсионному фонду России. В результате доля государства в уставном капитале ОАО "Пермские моторы" будет доведена до величины не менее 51%. При этом контрольные и блокирующие пакеты акций ряда стратегических предприятий (представляющие собой весьма ценные активы), находящихся в настоящее время в федеральной собственности, в частности - Научно-производственного объединения "Искра" и ОАО "Авиадвигатель", должны быть переданы в холдинг "Пермские моторы", то есть фактически перейти под контроль "Интерроса".
Однако на Лубянке считают, что сегодня в ОАО "Пермские моторы" практически нет ликвидных активов, а значит, 37% акций "Пермских моторов" реально стоят куда меньше, чем 400 млн. руб., причитающихся Пенсионному фонду РФ. Некоторые эксперты оценивают их стоимость примерно в 100 млн. руб. Таким образом, обмен акций на долг явно не выгоден государству и тем более Пенсионному фонду. Недаром его представители уже высказались против такой операции. Ведь в результате ПФ так и не получит "живых" денег. Кроме того, как считают представители ФСБ, которые анализировали ситуацию вокруг "Пермских моторов", в случае практической реализации предлагаемой "Интерросом" и Ильей Клебановым схемы уникальные стратегические предприятия российского двигателестроительного комплекса просто перейдут в частные руки, причем за сравнительно небольшие средства.
Как только "Пермские моторы" станут должником "Интерроса", который расплатится за них своими акциями с Пенсионным фондом РФ, менеджмент моторостроительного предприятия, уже сейчас подконтрольный группе Владимира Потанина, получит возможность передать "Интерросу" контрольные пакеты акций предприятий, критически важных для обеспечения интересов национальной безопасности Российской Федерации.
Повышенное внимание к готовящейся сделке со стороны ФСБ объясняется еще и тем, что по концепции, разработанной в аппарате Ильи Клебанова, "Пермские моторы" должны получить право на интеллектуальную собственность, созданную в ОАО "Авиадвигатель" и принадлежащую России. Конкретно речь идет о ряде уникальных двигателестроительных "ноу-хау". В этом случае не исключается возможность их попадания в руки зарубежных конкурентов "Пермских моторов", в частности - американской корпорации Pratt&Whitney, которая сегодня является одним из акционеров пермского ОАО. В свою очередь, США объективно заинтересованы в ликвидации, а не развитии российского моторостроительного комплекса, так как это позволит не только усилить технологическую зависимость РФ от Соединенных Штатов, но и существенно поднять доходы американских двигателестроительных корпораций.
Не случайно, что, по информационным утечкам, органы ФСБ России охарактеризовали подготовленные в аппарате Ильи Клебанова документы как "вредные и опасные". При этом специалисты Лубянки подчеркнули, что "правоохранительным органам еще предстоит изучить меру заинтересованности отдельных федеральных чиновников в лоббировании решений, выгодных "Интерросу". Более того, по некоторым данным, Генеральная прокуратура не исключает возможности возбуждения уголовного дела, свидетелями по которому могут стать некоторые из инициаторов подготовки злополучного проекта президентского указа.
После того как скандал выплеснулся за стены Белого дома и Лубянки, аппарат Ильи Клебанова поспешил заявить о непричастности своего патрона к планам приватизации Пермского моторостроительного комплекса. Как было объявлено, вице-премьер правительства РФ по вопросам ВПК "ориентировался и будет ориентироваться исключительно на интересы государства, а не на ФПГ "Интеррос" или иных частных лоббистов". Это заявление, однако, плохо стыкуется с сообщениями информационных агентств, приведших подробности состоявшегося 26 декабря прошлого года совещания у Ильи Клебанова, в ходе которого было принято решение о передаче 37% акций "Пермских моторов" государству в обмен на погашение задолженности перед Пенсионным фондом РФ.
Складывается впечатление, что Илья Клебанов рискует пасть жертвой продолжающейся войны между олигархами и силовыми ведомствами. Отметим, что куратор российской оборонки знаком с главой "Интерроса" Владимиром Потаниным уже много лет. Дружба между ними завязалась еще в 1998 году, когда Клебанов занимал пост первого вице-губернатора Санкт-Петербурга - председателя Комитета экономики и промышленной политики, а Потанин очень интересовался такими предприятиями северной столицы, как "Электросила", Ленинградский металлический завод и "Красный выборжец". Любопытно, что в конце концов интерес Владимира Потанина ко всем этим индустриальным гигантам был воплощен в контроль над ними. Ну а "Пермские моторы" перешли "под руку" "Интерроса" почти сразу после того, как Илья Клебанов занял пост вице-премьера федерального правительства.
Как представляется, в последнее время Владимир Потанин сумел войти в когорту олигархов, востребованных президентом и временем, и не может пожаловаться на недостаток контактов с главой государства. При этом, судя по ситуации вокруг "Пермских моторов", добрые отношения с вице-премьером Клебановым также идут ему на пользу. Однако нравится это далеко не всем.
Подставившись с лоббированием интересов "Интерроса" по "Пермским моторам", Илья Клебанов дал тем самым своим многочисленным оппонентам лишний повод напомнить президенту Путину и о других претензиях, имеющихся к вице-премьеру.
В МВД, например, в последнее время активно интересуются деятельностью знакомых вице-премьера из "Интерроса". А УБЭП ГУВД Москвы в рамках оперативной проверки расходования бюджетных средств по программе "Союзный телевизор" изучает деятельность целого ряда весьма близких к Клебанову фигур, работавших с ним ранее вместе. Недолюбливают Илью Клебанова и в Министерстве обороны РФ, на которое его одно время прочили в качестве первого гражданского министра. Правда, публично оппонировавший вице-премьеру начальник вооружения ВС РФ Анатолий Ситнов не так давно отправлен в отставку. Однако число скрытых, но весьма влиятельных противников Клебанова в военном ведомстве от этого едва ли уменьшилось. Просто они стали более осторожными.
Очень многие недовольны деятельностью Ильи Клебанова и в сфере военно-промышленного комплекса. Это в первую очередь связано с его стремлением расставить во главе экспорто-ориентированных предприятий и холдингов ВПК своих людей. В частности, во главе создаваемого холдинга, объединяющего производителей и разработчиков систем ПВО, Клебанов рассчитывает утвердить гендиректора РАСУ Владимира Симонова, с которым он вместе трудился в ОАО "Российская электроника". Однако Совбез предпочел бы видеть на этой должности генерал-лейтенанта СВР Григория Рапоту. Большое раздражение вызывает патронаж Клебановым МФПГ "Оборонительные системы", основным противником которого выступает разработчик систем ПВО С-300ПМУ и С-400-ЦКБ "Алмаз", стремящийся создать альтернативную кооперацию. Летом прошлого года дело дошло до прямого столкновения интересов Клебанова, которого представлял Владимир Симонов, с тогдашним гендиректором "Алмаза" Николаем Поляшевым. Подробности тех скандальных разборок оживленно прокомментировали практически все московские СМИ. Не меньшее внимание прессы вызвало недавнее отстранение от должности директора ижевского электромеханического завода "Купол" (производитель систем ПВО "Тор-М1") Николая Шестакова, также проведенное по инициативе Ильи Клебанова.
По всей видимости, в час "икс", когда будет решаться вопрос о реорганизации правительства, дальнейшая карьера вице-премьера Ильи Клебанова во многом будет зависеть от того, чье мнение перевесит: спецслужб, силовиков и оборонщиков или же "перековавшихся" и близких к Кремлю олигархов.