У российских компаний, работающих в сфере аудита, наконец появился шанс получить свой закон. Предоставление аудиторских и так называемых сопутствующих услуг за последние десять лет превратилось в один из наиболее быстроразвивающихся секторов отечественного рынка. Быть может, он рос даже слишком быстро. Сейчас в России уже получили аттестацию 23 тыс. аудиторов, что вдвое больше, чем, например, в Германии. Между тем вся эта деятельность регулируется лишь Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденными в свое время указом президента. Сейчас они уже во многом устарели. Как характерно для российской государственной машины, путь к полноценному законодательству занял несколько лет и до сих пор не закончен. Почти четыре года на основе различных вариантов шла разработка проекта Федерального закона "Об аудиторской деятельности", полтора года назад он был внесен в Думу, в прошлом году одобрен в первом чтении, а 1 февраля закончился срок для предложения поправок уже ко второму чтению документа. Их оказалось более 200, что потребовало создания в Думе специального Экспертного совета во главе с депутатом Сергеем Шохиным, который будет рассматривать все эти предложения. В совете участвуют и представители профессионального аудиторского сообщества.
Как сообщил заместитель министра финансов Андрей Петров на своей недавней пресс-конференции, правительство надеется, что до конца весенней сессии закон преодолеет хотя бы второе чтение. Когда же закон в конце концов вступит в силу, правила, по которым осуществляется регулирование аудиторской деятельности в России, существенно изменятся.
Государство сейчас влияет на работу аудиторских компаний посредством целого ряда структур. При Минфине и Центробанке существуют комиссии, которые проводят аттестацию профессиональных аудиторов. При этом их решения еще должны быть утверждены комиссией по аудиту при президенте РФ. Закон предусматривает создание единого федерального органа по вопросам аудита. Однако значительная часть полномочий будет передана Консультативному совету, куда войдут члены профессиональных ассоциаций аудиторов. Предполагается также, что со временем задачи по подготовке кадров и аттестации перейдут к специальным негосударственным организациям, что соответствует мировым стандартам. Очередным шагом в этом же направлении является и введение единой лицензии на право заниматься аудиторской деятельностью. Сейчас таких лицензий четыре - отдельно для банковского, страхового, биржевого и общего аудита.
Стремление к упрощению лицензирования привело к противоречию между разработчиками законопроекта и представителями Центрального банка, который таким образом отстраняется от участия в аттестации аудиторов. Аргументы, которые выдвигают специалисты ЦБ против такого шага, сводятся к признанию несовершенства российской банковской системы, что делает аудит в ее рамках особенно трудным. В ЦБ считают, что организация, которая собирается этим заняться, должна пройти специальную аттестацию и Банк России не может остаться в стороне. Однако депутаты Думы, которые в последнее время провели определенное наступление на права ЦБ, могут благосклонно принять предложение правительства о выведении ведомства Геращенко из процесса регулирования аудиторской деятельности. В целом, по словам Андрея Петрова, в результате принятия закона может сложиться система аудиторских услуг, напоминающая по организации рынок ценных бумаг, где существуют государственный орган - ФКЦБ и ряд организаций профессиональных участников рынка.