КАК ЗАЯВИЛ недавно Михаил Касьянов, одной из главных задач его кабинета в 2001 году будет улучшение инвестиционного климата. Для правительства крайне важно восстановить доверие к его политике - как у российской деловой элиты, так и у представителей зарубежного бизнеса, готовых вкладывать деньги в России, но опасающихся за судьбу своих вложений.
Здесь премьер абсолютно прав. Постсоветская история российского инвестиционного пространства хранит множество примеров вопиющего произвола местных властей, многие из которых, иначе, как беспределом, не назовешь. Бизнесмены были готовы терять свои вложения, лишь бы выбраться из этого ада, где права инвестора ничем не защищены, а все отдано на откуп коррумпированным чиновникам.
Российский рынок относится к числу развивающихся рынков, для которых, как правило, характерны повышенные инвестиционные риски. По мере того как рынки структурируются и на них определяются правила игры, приток капиталов усиливается. Во многом этому способствуют правительства, стремящиеся создать для инвесторов условия наибольшего благоприятствования. При этом с чиновниками, уличенными во взяточничестве или в попытках шантажировать инвесторов, обычно не церемонятся - они надолго отправляются за решетку.
Наш, отечественный рынок по уровню инвестиционных рисков уступает разве что странам, вовлеченным в вооруженные конфликты. И в этом смысле президенту и правительству досталось очень тяжелое наследство, ибо на правовом поле присутствовали в основном белые пятна и почти повсеместно царила повальная коррупция. По словам министра экономического развития и торговли Германа Грефа, весь прошлый год правительству приходилось прилагать огромные усилия, чтобы изменить представление о России. А между тем страна остро нуждается в притоке свежих капиталов.
Вот как выглядят цифры. Чтобы произвести реструктуризацию промышленности, реформировать естественные монополии и обеспечить обновление основных фондов, России требуется как минимум 15-20 млрд. долларов ежегодно. О том, чтобы обойтись собственными силами, не может быть и речи - из консолидированного бюджета государство может позволить себе профинансировать не более 4-5% этой суммы. По данным Интерфакс-АФИ, за 9 месяцев прошлого года общий объем иностранных вложений в России составил 7 млрд. 888 млн. долл., из которых на прямые инвестиции пришлось 3 млрд. 154 млн. долл., на портфельные - 59 млн. долл., остальная часть вложений попадает в рубрику "прочие" Рост по сравнению с предыдущим годом составил 22% - это результат совместных усилий правительства и деловых кругов.
Как заявил Герман Греф, одним из приоритетов в деятельности кабинета на ближайший период станет укрепление мер но защите прав инвесторов. Уже есть понимание того, как должна проводиться судебная реформа, вот-вот последуют административные реформы, реформы правоохранительных органов и местного самоуправления. С начала года работают новые налоговая и таможенно-тарифная системы. Выступая на немецко-российском экономическом форуме, который состоялся в Москве в конце прошлого года, Греф отметил, что Россия пока не может конкурировать с Германией в сфере инфраструктуры бизнеса, однако российское налоговое законодательство, в частности налогообложение физических лиц, должно заставить немецких предпринимателей лишний раз подумать, где выгоднее платить налоги. Греф подтвердил намерение правительства сделать Россию не только географической, но и экономической частью Европы.
Вместе с тем в правительстве не могут не отдавать себе отчета, что до тех пор, пока не активизируются отечественные инвесторы, иностранный капитал, особенно крупный, в Россию не пойдет. А внутри страны все опять упирается в инвестиционные риски. Чтобы разорвать этот заколдованный круг и хоть как-то согласовать позиции, президент Путин провел в январе встречу с представителями российской деловой элиты. Он, в частности, предложил обсудить пакет законопроектов, направленных на дебюрократизацию экономики: о снижении активности проверочной деятельности, упрощении регистрации предприятий, упрощении лицензирования и улучшении инвестиционных условий. Обсуждались также законопроекты по совершенствованию валютного законодательства. Как отметил Путин, потенциальные инвесторам должны быть предоставлены возможности не только свободно ввозить деньги в Россию, но и распоряжаться ими.
Экономическое оживление, зафиксированное Госкомстатом по итогам прошлого года, естественно, привело и к увеличению вложений в основной капитал - по сравнению с прошлым годом они возросли на 17% и составили 1 трлн. 171,5 млрд. руб. Но для обеспечения устойчивого расширенного воспроизводства этого недостаточно. В прошлом году позволить себе реинвестирование прибыли могли лишь те предприятия, у которых имелись надежные партнеры и хорошая перспектива работы на внутреннем или на внешних рынках. В противном случае основная масса прибыли тем или иным путем уходит из страны. По мнению деловых кругов, лучшим индикатором установления взаимного доверия между крупным бизнесом и властями станет сокращение, а то и вовсе прекращение оттока капиталов из России. Если этого удастся достичь, то вопрос с инвестициями внутри страны можно считать практически решенным.
Большие надежды возлагаются также на банковскую реформу. В финансовых кругах полагают, что пик системного банковского кризиса, порожденного августовским кризисом 1998 года, уже позади, однако информационная закрытость большинства банков не способствует укреплению доверия ни иностранных клиентов, ни зарубежных партнеров по банковским операциям. По данным Банка России, ряд коммерческих банков располагает свободными ресурсами, однако краткосрочные операции на финансовых рынках остаются для них более привлекательными, нежели долгосрочные вложения в проекты производственного сектора. Поэтому можно ожидать, что ЦБ в скором времени пересмотрит банковские нормативы, с тем чтобы стимулировать развитие инвестиционной политики в банковском секторе.
Как отметил Михаил Касьянов, хотя правительство и подвергается критике, оно считает минувший год в целом успешным - прежде всего потому, что ему удалось переломить ситуацию в законотворчестве и перейти от слов к делу, в результате чего были приняты или подготовлены к обсуждению базисные правовые акты, на которые в дальнейшем правительство сможет опираться при продолжении реформ.