Когда люди замерзают, им не до высокой политики - им бы погреться. Однако, как выясняется, проблема обогрева их домов находится как раз в сфере политической, а точнее - государственно-политической. Не случайно столько месяцев в Сибири и на Дальнем Востоке идет процесс вымораживания населения, а проблема при всем желании заинтересованных сторон никак не решается. Помните, у Райкина была миниатюра с рефреном "систему менять надо"? В данном случае у государства явно назрело желание поменять систему управления ТЭКом. Стало очевидным, что министр энергетики Александр Гаврин, увы, справиться с проблемами отрасли не в силах.
В общем, назревавшее смещение Гаврина состоялось. И встал вопрос: кто займет его кресло? Разумеется, дело не в желающих - их, как говорится, хоть отбавляй. Дело в наиболее оптимальной - и профессионально, и политически - фигуре. Дискуссии о достойной кандидатуре в коридорах и кабинетах Белого дома начали оживленно вестись еще до объявления об отставке Гаврина.
В результате из полутора десятков претендентов вырисовывалась тройка явных лидеров: Иван Матлашов (первый заместитель министра топлива и энергетики), Владимир Станев и Алексей Миллер (оба - просто заместители министра). Остальные кандидатуры оказались окончательно забракованы. Еще через некоторое время стало очевидно, что чаша весов явно склоняется в пользу Миллера, и сегодня в высоких кабинетах уже практически никто не сомневается, что в интересах дела назначен будет именно Миллер. По крайней мере специалисты отрасли и политологи очень сильно будут удивлены и разочарованы, если в кресле министра окажется другой.
Расклад несложный. Станев - креатура "транснефтевца" Вайнштока. То есть назначение Станева систему сдержек и противовесов в ТЭКе ничуть не изменило бы. А значит, при Станеве-министре отрасль получила бы такой же ворох трудно разрешимых проблем, в условиях которых львиная доля энергоносителей с такой же легкостью оказывалась бы за рубежом, тогда как в регионах России продолжалось бы вымерзание населения.
Другой претендент - Матлашов - слишком плотно "завязан" со старой командой ТЭКа. Он даже выдвинул и активно лоббировал проект создания некоего топливного бюро при правительстве России, которое курировало бы все энергетические потоки, получив статус выше министерства. По замыслу создателей, основу топливного бюро должны были составить как раз кадры старой команды ТЭКа.
В отличие от этих двух претендентов Алексей Миллер удачно сумел не подпасть под влияние какой-либо политической или финансовой группы. Он в ТЭКе - человек категорически нейтральный и политически неокрашенный. У него неплохой послужной список: так, он - один из авторов "Энергетической хартии страны", разрабатывал принципы энергетической стратегии России и Концепции энергетической безопасности РФ. В общем, этого человека трудно считать исключительно чьей-то креатурой, что в сегодняшних политических условиях встречается нечасто. Идейно Миллер близок наиболее последовательным и основательным экономистам-реформаторам в правительстве - Герману Грефу и Алексею Кудрину. Кстати, его тоже можно считать представителем "питерской команды", поскольку в свое время Миллер возглавлял Балтийскую трубопроводную систему.
С назначением Миллера специалисты прежде всего связывают конкретную конструктивную политику по выводу из энергетического кризиса ряда восточных регионов страны и прежде всего - Приморья. Однако в этом специалисте Белый дом хотел бы видеть не только оперативного "спасателя", но и серьезного стратегического управляющего отраслью, который смог бы в принципе исключить возникновение подобных энергетических кризисов в будущем.
Действительно, пора уже от тактики хронического аврала переходить к профилактике подобных ситуаций. И не только в ТЭКе...