При реализации проектов СРП выявилась масса нерешенных вопросов. Но среди них есть две основополагающие проблемы: оперативный контроль соблюдения государственных интересов и максимальное привлечение российских подрядчиков к поставкам товаров и услуг. Как увидим далее, эти две проблемы взаимосвязаны.
Очевидно, что оперативный контроль за реализацией проекта способен осуществлять только непосредственный его участник. Конкретно в нефтегазовой отрасли это может быть профильная компания, а если речь идет о государственных интересах, то, конечно, эта структура должна быть государственной.
В необходимости создания нефтяной компании, представляющей интересы государства в проектах СРП, сейчас убеждены все.
Недавно министр экономического развития и торговли Герман Греф сообщил, что готовится указ президента, который должен регламентировать участие государства в нефтегазовых проектах СРП. В частности, подчеркнул министр, предполагается, что государство в проектах будут представлять две российские компании, которые получат это право в результате конкурса. Но это не лучший выход.
Лучше всего функции представителя государства в этом случае сможет осуществить унитарная компания, созданная с "чистого листа". Как говорится, без порочащих связей. Компанию, отягощенную отношениями с дочерними фирмами, трудно будет проконтролировать. Способностью уводить активы из материнской компании через лабиринты "родственных связей" в России никого не удивишь. Так что компании с рыхлой холдинговой структурой доверять представление интересов государства в нефтегазовых проектах и, следовательно, колоссальные финансовые ресурсы просто опасно. А вот сугубо унитарные компании успешно представляют интересы государства в нефтегазовых проектах, разрабатываемых на условиях СРП и без оных, - в Китае, Индонезии, Норвегии, Индии.
Естественно, что с созданием госкомпании автоматически решается проблема реализации государственной доли сырья при разделе продукции. Ее участие в проектах может стать ключом к достижению основной цели широкомасштабного освоения новых месторождений - трансформации гигантских инвестиционных ресурсов в заказы на товары и услуги, предоставляемые российским подрядчикам. Необходимо понять, что только в этом случае капиталовложения в нефтегазовые проекты станут инвестициями в российскую экономику. Сейчас их доля в реализуемых проектах весьма незначительна.
Опыт российских нефтегазовых компаний говорит о том, что от проблем реального сектора экономики они весьма далеки. В рыночной экономике трудно ожидать чего-нибудь другого - владельцам безразлично, чей товар они покупают, важна лишь минимальная цена при заданном его качестве. Много лет (чуть ли не восемь) Северодвинский машиностроительный комплекс ожидает от "Газпрома" заказов на изготовление морских платформ в рамках проекта "Росшельф" по освоению Приразломного месторождения. "Газпром" согласился участвовать в строительстве прокатного стана-5000 в Нижнем Тагиле только под сильным давлением правительства. Что можно ожидать от совершенно частной компании, если так себя ведет газовый гигант, 35% акций которого принадлежит государству. Сказать, что у него нет денег, нельзя, ведь нашлось 400 с лишним миллионов долларов для "Медиа-МОСТа".
Кстати, трудно поверить в коммерческую эффективность вложений "Газпрома", как и других компаний и банков, подконтрольных правительству, в медиа-холдинг. Очевидно, что без политической воли бывшего руководства страны здесь не обошлось. Но столь же очевидно, что без помощи государства заказы от нефтегазовых проектов в реальный сектор не пойдут.
Весьма удачен опыт Норвегии по эффективности использования нефтегазовых проектов для развития несырьевых отраслей. Здесь активно привлекались зарубежные компании, в том числе и в качестве операторов проектов, правда, обошлись без СРП. Все разрешалось созданием тандема из государственной нефтяной компании и The State"s Direct Financial Interest (SDFI) - своеобразного государственного банка развития. По функциям он больше соответствует инвестиционному фонду, а название отражает буквально прямой государственный финансовый интерес в нефтяном бизнесе. Интерес государства в нефтяном бизнесе, основанный на праве собственности, был разделен на финансовый интерес в Statoil и SDFI. С этого времени доля SDFI, причем значительная, в каждом проекте стала оговариваться прямо, хотя свои операционные и финансовые функции в них он делегировал фирме Statoil. Последняя стала крупнейшим оператором на Норвежском шельфе, а SDFI - ведущим инвестором. Без взаимодействия в этом тандеме вряд ли норвежское машиностроение и судостроение достигло бы нынешних высот.
"В вопросах СРП у нас телега поставлена впереди лошади", - заявил на недавних парламентских слушаниях заместитель министра энергетики Валерий Гарипов. Но не признался, что он сам этому немало поспособствовал, хотя в данном случае он, безусловно, прав. Действительно, оказалось, что у правительства нет стратегии и тактики использования природного потенциала для подъема экономики. И не только в случае СРП, ведь большая часть месторождений разрабатывается в обычном налоговом режиме. До сих пор отсутствует законодательная база и, соответственно, - необходимые институты, которые способствовали бы трансформации капиталовложений в добывающие отрасли в заказы отечественным производителям товаров и услуг. И игры правительственных либералов в конкурс для компаний, желающих представлять государство в нефтегазовых проектах, вряд ли приведут к росту инвестиций в реальную экономику.