САМОЛЕТЫ Министерства по чрезвычайным ситуациям "Ил-76 ТД" один за другим садятся на взлетно-посадочные полосы аэродромов Приморского края. Из них выгружаются водопроводные тубы, отопительные батареи и специальная техника. Направляются в дома приморцев на размороженные теплотрассы и на другие кризисные объекты бригады ремонтников. Такая картина стала в Приморье за последние несколько дней вполне типичной. Между тем и люди, и материалы, и техника не имеют к МЧС никакого отношения. В репортажах ведущих телекомпаний упоминаются таинственные "добровольцы". Секрет раскрыла радиостанция ВВС. Как оказалось, "добровольцы" работают в нефтяной компании "Транснефть".
Решение отправить специалистов, технику и материалы "Транснефти" в Приморье принял в конце минувшей недели на одном из оперативных совещаний президент компании Семен Вайншток. Затем в течение нескольких часов под руководством вице-президента компании Юрия Лисина были разработаны графики поставок и работ, а также схема их финансирования. МЧС выделило "Транснефти" свои самолеты. И уже в воскресенье, 28 января, первый самолет приземлился в аэропорту Артема. Ожидается что будет четыре таких рейса.
"Транснефть" уже отправила и готова отправить в Приморье 10 тонн труб для теплотрасс, 740 отопительных батарей, специальную технику и оборудование (автомобили "КамАЗ" "Урал" с передвижными электростанциями и сварочными агрегатами). Только в Артеме будет полностью отремонтирована отопительная система трех многоэтажных жилых домов. Три бригады ремонтников (41 человек), направленные в Приморье, руководство "Транснефти" сформировало из работников дочерних структур компании в Тюмени, Томске и Красноярске. Все они получают заработную плату и командировочные. "Транснефть" оплачивает и расходы по их проживанию. Оплачены также топливо для самолетов, эксплуатация специальной техники и все материалы.
Глава "Транснефти" Семен Вайншток известен жестким подходом к оперативным проблемам, подобным приморскому энергетическому кризису. Он неоднократно заявлял о том, что большинство их них порождены неэффективным антикризисным менеджментом и могут быть преодолены с помощью четко просчитанных управленческих решений. Гуманитарная акция "Транснефти" в Приморье свидетельствует о том, что такие решения могут быть найдены в достаточно короткие сроки.
Федеральный центр перечислил в Приморье на закупку топлива почти миллиард руб., из них 133 млн. руб. "зависли" на счетах приморских властей. Однако во Владивостоке топлива по-прежнему недостаточно. Краевая администрация утверждает, что эти деньги резервировались для погашения долгов силовых министерств перед ОАО "Дальэнерго". Ситуация явно нуждается в дальнейшем прояснении.
Усилия МЧС и местных властей, направленные на преодоление энергетического кризиса, дают пока лишь частичные результаты. Заявление Сергея Шойгу о том, что ему удалось добиться "стабилизации работы регионального ТЭКа", в значительной степени декларативно. Отключения электроэнергии в квартирах жителей Приморья отныне не должны быть стихийными, а в случае возникновения аварийных ситуаций прекращение подачи энергии возможно лишь максимум на 2 часа. Это, по существу, все, чего добился от местных властей министр по чрезвычайным ситуациям. Для обеспечения нормальной работы коммуникаций Евгений Наздратенко требует национализировать краевую энергетику. Становится все более очевидно: энергетический кризис в Приморском крае - проблема по преимуществу управленческая.