C самого начала было ясно, что реализация предложенной российским правительством стратегии экономического развития невозможна без серьезного обновления законодательства. В июле 2000 года, через несколько недель после принятия краткосрочной программы действий, Михаил Касьянов утвердил план действий правительства, в котором перечислялись конкретные законодательные инициативы кабинета. Уже тогда Герман Греф признавал, что правительство поставило себе очень жесткие сроки. Развитие событий показало правоту министра.
На последнем заседании правительства Минэкономразвития, выполняющее роль стратегического штаба, представило отчет о выполнении плана действий за август-декабрь прошлого года. Знакомство с ним позволяет сделать вывод: законодательной революции в 2000 году не произошло. Внесено в Думу менее половины законопроектов, предусмотренных в плане действий. Как говорится в материалах МЭРТ: "Тем самым центр тяжести работы по выполнению мероприятий смещается на 2001 год, что потребует активизации деятельности со стороны федеральных органов исполнительной власти". В общем, с нового года правительство собирается начать новую жизнь, по крайней мере в том, что касается законотворческой деятельности.
В чем же причины затяжек и переносов? Это не только традиционное для отечественного аппарата низкое качество подготавливаемых документов. Большое количество инициатив, в основном со стороны Минэкономразвития, не вызвало большого энтузиазма как во многих правительственных ведомствах, так и среди различных лоббистских группировок. Наиболее скандальной оказалась ситуация вокруг планов реструктуризации РАО "ЕЭС", когда на правительственное обсуждение был вынесен фактически еще не согласованный проект реформ. Итог известен - публичное выяснение отношений между высокопоставленными чиновниками и передача дальнейшего рассмотрения вопроса из правительства в специальную рабочую группу Госсовета.
Другой потенциально конфликтный вопрос - пакет законопроектов по дерегулированию экономики, подготовленный в Минэкономразвития. Хотя речь идет о таких, казалось бы, технических моментах, как регистрация юридических лиц и лицензирование их деятельности, принятие этих законов может существенно изменить экономический климат в стране, например, существенно сократить срок регистрации нового предприятия или компании. Критики этих предложений считают, что облегчение порядка регистрации может привести к появлению большого количества фиктивных компаний.
Теперь правительство попытается улучшить положение, изменив схему согласования проектов нормативных актов, которые выносятся на его заседания. Сначала инициатива того или иного ведомства должна получить одобрение на совещании у профильного вице-премьера и обрести форму макета, из которого будет ясна идеология будущего закона или постановления правительства. Все разногласия в идеале должны преодолеваться на этом предварительном совещании. Однако когда речь идет о наиболее важных документах, их варианты могут быть вынесены и на заседание правительства. Важно то, что наличие разных точек зрения официально признано - министры и главы госкомитетов будут подавать свои замечания и возражения по тому или иному проекту соответствующему вице-премьеру. Таким образом, механизм принятия решений правительства станет более сложным, но, возможно, и более эффективным.