Завершившийся год так и не стал для России переломным в деле привлечения иностранных инвестиций. Наблюдавшийся рост их объемов, сам по себе значительный, не привел к принципиальным изменениям картины. Суммы, которые инвесторы решаются вкладывать в нашу страну, считаются даже не на десятки миллиардов долларов. Механизмов привлечения инвесторов в распоряжении властей совсем немного - помимо общего улучшения политического климата это еще, пожалуй, предоставление особых государственных гарантий, закрепленных на законодательном уровне. В сфере разработки российских недр - наиболее привлекательного направления для инвестиций - это прежде всего заключение соглашений на условиях раздела продукции. В 2000 году их судьба складывалась неоднозначно. С одной стороны, впервые из уст главы государства прозвучало признание важности СРП для российской экономики. В сентябре, выступая на международной конференции "Соглашения о разделе продукции-2000", Владимир Путин так охарактеризовал СРП: "Это комплексный инструмент, и России стратегически невыгодно промедление с его использованием". С другой - в обществе не прекращались острые и достаточно политизированные дискуссии о выгодности для России существующего механизма СРП. Аргументы в споре нередко заменяются политическими ярлыками. Сторонников СРП называют лоббистами интересов транснациональных компаний, а критиков этой модели привлечения инвесторов - отставшими от современности носителями левых убеждений. Однако при том что условия соглашений зачастую не слишком выгодны России, нельзя забывать, что политика - искусство возможного, а переговоры с крупными транснациональным корпорациями - во многом политика. Нужно признать, что эти компании занимают сейчас более сильную позицию на переговорах с российским правительством, которое вынуждено бороться за приток инвестиций. Во всяком случае, некорректно сравнивать прибыль, все-таки получаемую российской казной с виртуальными доходами (якобы более высокими), от разработки недр без участия иностранцев.
Одной из тем прошедшего года стало выяснение отношений между российскими ведомствами того, кто должен курировать СРП со стороны государства. Первоначально этим занималось Минтоп-энерго, и в этом была своя логика - подавляющее большинство проектов, разрабатываемых на условиях СРП, касается месторождений различных видов топливного сырья. После реорганизации кабинета, расширившее свои полномочия Министерство природных ресурсов также предъявило права на контроль за СРП. Однако после состоявшегося 31 августа заседания правительства стало ясно, что роль координатора в этом вопросе взяло на себя Министерство экономического развития и торговли. Таким образом, была еще раз подчеркнута комплексность проблемы СРП, которой должно заниматься ведомство, отвечающее за экономику в целом. Герман Греф уже обещал подготовить целый пакет законопроектов, которые закрывали бы существующие сейчас многочисленные пробелы в правовом обеспечении СРП.
С 1995 года действует закон, который регулирует порядок заключения соглашений. С тех пор Дума разрешила разработку около 20 месторождений на условиях СРП, однако до стадии промышленной разработки дошел пока лишь проект "Сахалин-2". Одна из причин медленной реализации соглашений, как считают в правительстве, - поведение региональных администраций, которые не спешат допускать посторонних инвесторов к перспективным месторождениям, расположенным на их территории. Подготовленные поправки в закон о СРП ограничивают срок поиска инвесторов для месторождений, допущенных к разработке на условиях СРП.
Фактически сейчас идет лишь поиск оптимального способа реализации СРП. Противники соглашений упрекают иностранные компании в несоблюдении нормы закона о предоставлении 70% заказов российским производителям. Аргументы сторон достаточно хорошо видны на примере проекта "Сахалин-2", оператором которого является компания "Сахалинская Энергия", а основными инвесторами такие гиганты, как "Шелл", "Мицуи", "Мицубиси". В рамках проекта происходит освоение двух крупнейших месторождений углеводородного сырья на сахалинском шельфе - Пильтун-Астахского (нефть) и Лунского (газ). Объемы промышленной добычи нефти, начавшейся в июле 1999 года, пока невелики - всего 1,67 млн. тонн. Однако проект действительно масштабный - общий объем ожидаемых инвестиций достигает 10 млрд. долл. При этом работы ведутся в очень тяжелых условиях: достаточно сказать, что море в районе, где располагается принадлежащий "Сахалинской Энергии" нефтедобывающий комплекс "Витязь", более полугода покрыто льдами. Естественно, что для решения сложнейших инженерных задач, например строительства завода по производству сжиженного газа, требуют самого современного и надежного оборудования. Российские производители уже получили от компании заказы на общую сумму 500 млн. долл., в том числе и особо трудный заказ на строительство стальной подставки для морской платформы, полученный Амурским судостроительным заводом. Правда, в последнем случае для достижения нужного качества в ходе строительства пришлось прибегнуть к помощи японских специалистов. Проблема стандартов качества (российские не всегда соответствуют мировым) заставляет иностранных инвесторов проводить разъяснительную работу среди производителей. Та же компания "Сахалинская Энергия" провела в этом году целую серию семинаров для потенциальных российских поставщиков оборудования для нужд проекта. На них рассказывалось о требованиях, которые предъявляет компания к предприятиям исходя из сложности возникающих задач. Что касается нормы в 70% для заказов российским поставщикам, то "Сахалинская Энергия" прикладывает все усилия для того, чтобы соблюсти ее по итогам реализации всего проекта.