0
1546
Газета Экономика Интернет-версия

13.01.2001 00:00:00

Транзит третьего тысячелетия

Тэги: транзит, торговля, путь


транзит, торговля, путь

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ путь из Европы в Азию может быть в полтора раза короче морского. Напомним, что из 15 тысяч километров рельсовых путей 10 тысяч проходит по России.

С началом не только нового года, но и века, и тысячелетия более острой стала необходимость планирования деятельности нашей страны на мировом рынке транзита. Исторически Россия имеет массу преимуществ перед другими государствами в силу своего геополитического положения.

И естественно, что основную нагрузку в увеличивающихся транзитных перевозках принимают на себя отечественные железные дороги. Стоит остановиться на двух основных направлениях, или, иначе говоря, транспортных коридорах, которые будут задействованы в российском транзите, условно называемые "Восток-Запад" и "Север-Юг".

Ежегодно по транспортным коридорам только морским транспортом из стран Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу перевозится около 90 млн. тонн грузов. Почти 30% этого грузопотока следует в контейнерах. Такие страны, как Япония, Республика Корея, Сингапур, Гонконг и Китай обеспечивают основной товарный поток в направлении Европы.

Географическое положение России на этих двух материках обуславливает ее важнейшую связующую роль в торговых взаимоотношениях Запада и Востока. Через территорию нашей страны проходит железнодорожный мост, соединяющий Европу и Азию.

За 11 месяцев 2000 года перевозки транзитных грузов в контейнерах по Транссибу в направлении Финляндии увеличились в 2,4 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Успешно осваиваются новые транзитные грузопотоки сырой нефти из Казахстана и Туркмении через порт "Новороссийск", в сообщении с Финляндией и портами государств Балтии и Украины.

Тут особо следует выделить Транссибирскую магистраль как реальный и потенциально самый выгодный маршрут перевозки грузов между Европой, Японией и Кореей. В конце 2000 года был разработан проект федеральной программы "Развитие международных транспортных коридоров". Одним из важнейших направлений, которые планируется развивать в рамках данной программы, является Транссибирская магистраль. По инициативе российской стороны в 1995 году Транссиб был включен в программу Экономической и социальной комиссии для стран Азии и Тихого океана Организации Объединенных Наций (ЭСКАТО ООН) как "северный луч" Трансазиатской железной дороги.

Приняты меры по обеспечению сохранности транзитных грузов. Каждый контейнерный поезд, следующий по Транссибу, сопровождается вооруженной охраной. С 1997 года на этой магистрали фактически исключены случаи хищения и потери транзитных грузов.

Большой интерес для железных дорог России представляет наметившийся прогресс в отношениях Северной и Южной Кореи. В процессе сближения этих двух государств в ближайшие годы планируется соединение железнодорожных сетей, которое позволит создать новый маршрут доставки грузов из Республики Корея в Европу транзитом через территорию России. Он даст возможность организовать прямой сухопутный "мост" для перевозок в Европу, протяженность которого более чем в 1,5 раза короче морского, а срок доставки - в 2 раза быстрее. Это станет возможным после обезвреживания сотен тысяч мин, которые были установлены в годы холодной войны на границе между двумя корейскими государствами.

МПС России готово на взаимовыгодных условиях вкладывать инвестиции в восстановление участка пути Пусан-Туманган-Хасан. Потребуется и реконструкция участка Дальневосточной железной дороги от Хасана до Уссурийска. По оценкам экспертов, при соединении железных дорог Корейского полуострова с российскими железными дорогами возможно переключение дополнительно около 20-30 тысяч контейнеров в направлении Корея-Европа.

В 1999 году по Транссибу всего в направлении Восток-Запад было перевезено 22,5 тысячи транзитных контейнеров (в 20-футовом эквиваленте). В минувшем году - уже около 38 тысяч контейнеров. В 2001 году прогнозируется увеличение объема перевозок транзитных грузов по магистрали до 45 тысяч контейнеров.

Особую важность для нашей страны представляет проект строительства железнодорожного тоннеля под Татарским проливом, который соединит Японию и Сахалин с материком. Министерство путей сообщения РФ уже выделило 23 млн. рублей на разработку технико-экономического обоснования этого проекта. Документы должны быть готовы к осени 2001 года. Само строительство при наличии должного финансирования может занять 4-5 лет. Если к тому же осуществится идея строительства тоннеля до острова Хоккайдо и Япония повезет свои грузы в Европу через нас, конкурентоспособность Транссиба станет неоспоримой. Японцы относятся к этому проекту более чем благосклонно, ибо он дает им возможность выхода на материк.

Конечно, при возрастающем потоке транзита через Транссиб более остро встанет вопрос о его коммерческой выгодности. В настоящее время льготные условия перевозки транзита прежде всего призваны привлечь на магистраль новых грузоотправителей и дополнительные объемы. Однако при нынешних тарифах сложно говорить о больших доходах железнодорожников от транзита. При реформировании отрасли появится возможность повышения коммерческой эффективности использования Транссиба для перевозки транзитных контейнеров.

Важнейший стратегический интерес для развития транзитных перевозок по территории России представляет также регион Персидского залива и Индийского океана. Внешнеторговый оборот стран этого региона с Европой составляет около 3 трлн. долл. Грузооборот между ними оценивается примерно в 94 млн. тонн.

Для развития транзитных перевозок в этом направлении на второй Евроазиатской конференции по транспорту, которая состоялась в сентябре 2000 года в Санкт-Петербурге, было подписано межправительственное соглашение о развитии перевозок в транспортном коридоре "Север-Юг". Этот коридор проходит от границ с Финляндией через Москву по территории России до портов на Каспийском море ("Астрахань", "Оля", "Махачкала") и пограничного перехода с Азербайджаном (Самур). Далее его маршруты пролегают через Каспийское море и железные дороги других стран - до Иранских портов в Персидском заливе и простираются до Индии.

Тогда, в ходе конференции премьер-министр РФ Михаил Касьянов подчеркнул, что правительство России рассматривает развитие транспортных коридоров и транзитных перевозок как один из приоритетов национальной политики.

Целью достигнутого соглашения является развитие экономических отношений, торговли и транспортного сообщения между регионами Индийского океана, Персидского залива, Каспийского моря и Европы.

По оценке специалистов, объем перевозок грузов взаимной торговли стран, привлеченных к коридору "Север-Юг", на железной дороге в 1998 году составил 10 млн. тонн. Причем уже сейчас прогнозируется увеличение этих перевозок до уровня 16-18 млн. тонн.

МПС России, представляя себе важность привлечения транзитных перевозок для развития экономики страны, постоянно проводит модернизацию железных дорог. Так, в 1999 году было инвестировано 37,4 млрд. руб., а в 2000 году - 80 млрд. руб.

Основа тарифной политики железнодорожников в области контейнерных перевозок - формирование конкурентоспособных по сравнению с автомобильным и морским транспортом сквозных тарифных ставок, предусматривающих доставку груза в контейнере по принципу "от двери до двери".

Очевидно, что при всей значимости транзитных услуг нашей стране не стоит ими ограничиваться. Так называемый индустриальный транзит, когда вдоль коммуникаций создаются объекты по переработке грузов, может стать важным фактором расширения и создания промышленных предприятий, причем не добывающих, а обрабатывающих отраслей. Иными словами, транзитные коридоры следует рассматривать как долгосрочный проект развития инфраструктуры, содействующей экономическому развитию страны.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1714
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1070
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
776
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1055

Другие новости