ПРЕДСЕДАТЕЛЬ правления РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс недавно заявил, что создание Единой генерирующей компании (ЕГК) в атомной энергетике нарушает принципы реструктуризации, согласно которым совокупная мощность субъекта энергетического рынка (ФОРЭМ) не должна превышать 10 тыс. МВт. Номинальная мощность ЕГК, сформированной на базе АЭС, будет составлять 29 тыс. МВт, а это якобы не позволит создать конкурентную ситуацию между энергопроизводителями. Такая генерирующая компания, по определению Чубайса, будет монополистом в новых условиях.
Но посмотрим, как в антимонопольном законодательстве определяются доминирующее (монопольное) и недоминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке. В статье 4 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" черным по белому написано: "Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%". Однако объем производства АЭС в совокупном объеме электроэнергии в России составляет около 15%, что намного меньше позволяемого законом. Выходит, что представитель РАО забыл о весьма существенной детали, которая в корне меняет его тезис о монополизме генерирующей компании.
При этом Чубайс ни слова не сказал о том, что сейчас именно атомная энергетика является единственным конкурентом РАО. Сохранение сегодняшнего "естественного" положения в атомной энергетике, а тем более - ее раздробление, может вызвать множество негативных последствий.
Во-первых, в результате устаревания мощностей, морального и физического износа оборудования и устройств начнет уменьшаться объем вырабатываемой электроэнергии. А одной из основных целей создания генерирующей компании как раз и является централизация материальных фондов и ресурсов для развития производства в ядерной энергетике.
Сейчас атомные станции не в состоянии собственными усилиями накапливать средства, необходимые для проведения комплексных ремонтов, реконструкции и модернизации ядерных реакторов, а тем более - дальнейшего развития отрасли. "Растворение" АЭС в региональных АО-энерго остановит наметившийся процесс концентрации и оптимизации ресурсов и средств, а также уничтожит возможность перекрестного инвестирования, предусмотренного в Единой генерирующей компании.
Во-вторых, без реорганизации атомной энергетики невозможно накапливать инвестиционные средства на достройку новых энергоблоков, находящихся в стадии высокой степени готовности. Для России это означает остановку прироста электроэнергии, ведь 90% нынешнего увеличения дают именно АЭС за счет повышения коэффициента использования установленной мощности, но этому есть естественный предел. Без ввода новых атомных генерирующих мощностей нынешнее увеличение потребностей промышленности в электроэнергии не покроется вырабатываемым электричеством. Строительство ГРЭС на границах страны (Северо-Западная, Сахалинская), изначально предназначенных для экспорта электричества, нисколько не изменит ситуацию энергодефицита.
В-третьих, это приведет к упадку и без того усыхающих передовых отраслей отечественной науки. В результате уменьшатся темп и масштабы исследований и разработок мер по повышению безопасности эксплуатации АЭС.
В-четвертых, "успешное" недопущение образования единой атомной компании сведет на нет наметившийся прогресс в атомной промышленности и других отраслях, являющихся передовыми в технологическом плане в мире.
Обсуждение программы реструктуризации РАО достигло в настоящее время своего апогея. Этой шумихой пытаются заглушить интерес к конкурентоспособным и более реалистичным концепциям преобразований в топливно-энергетическом комплексе России, создать видимость полного отсутствия альтернатив. Но в действительности такие проекты существуют и основываются они на учете отечественной специфики и анализе передового мирового опыта проведения подобных реформ.
В последнее десятилетие в мировой атомной энергетике идут процессы противоположные тем, на которых настаивает руководство РАО "ЕЭС России". Создаются мощные централизованные генерирующие компании, во многих странах полностью государственные, объединяются отдельные АЭС, в результате чего уменьшается себестоимость электроэнергии. Нас же опять толкают к тому, чтобы мы встали против объективных мировых тенденций. Плачевные последствия такого шага будут губительными для России - уже через пять-шесть лет страна окажется в глубоком энергетическом кризисе, развитие промышленности застопорится, что означает застой, а на фоне мирового развития - регресс экономики.
Ясно одно, что в отношении объединения атомной энергетики мелкособственнические интересы руководства крупной частной компании РАО "ЕЭС России", фактического энергетического монополиста в ТЭК страны, противоречат приоритетам развития отечественной промышленности и интересам государства и всего общества. Вниманию общественности уже представлены перспективные планы "Росэнергоатома" и Минатома РФ по образованию Единой генерирующей компании в атомной энергетике и структурных изменений в сетевом хозяйстве и деятельности диспетчерских управлений. По мнению авторитетных независимых экспертов, реализация данных планов позволит не только избежать энергетического кризиса в ближайшие годы, но и вывести российскую энергетику на качественно новую ступень развития.