ВО ВТОРНИК Грузинская международная нефтяная корпорация (ГМНК) и казахстанская нефтяная компания "Казтрансойл" подписали протокол о создании единой транспортной системы по доставке казахстанской нефти на мировые рынки. Об этом сообщил президент ГМНК Георгий Чантурия. По его словам, документ был подписан в ходе недавнего визита грузинской делегации в Астану, где прошли переговоры по вопросу транспортировки казахстанской нефти по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан. В состав грузинской делегации входили, в частности, стратегический советник президента Грузии по энергетическим вопросам Эдвард Чоу и Чрезвычайный и Полномочный Посол Грузии в Азербайджане Зураб Гумберидзе.
Георгий Чантурия также сообщил, что в ходе визита президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву было передано послание руководителя Грузии Эдуарда Шеварднадзе, в котором предлагалось начать осуществление новой стратегии транспортировки энергоносителей из Казахстана. Данная стратегия предусматривает, в частности, присоединение к нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан участка Актау-Баку, благодаря чему работающие в Казахстане нефтяные компании получат возможность доставлять нефть на побережье Средиземного моря.
Как отметил г-н Чантурия, осуществление предложенной стратегии будет способствовать созданию единой транспортной системы в регионе. В дальнейшем к ГМНК и "Казтрансойлу" планируют присоединиться Государственная нефтяная компания Азербайджана и турецкая компания BOTAS. "Основа для создания такой транспортной системы была заложена еще в 1998 году, когда президенты Грузии, Турции, Азербайджана и Казахстана подписали декларацию в поддержку проекта Баку-Тбилиси-Джейхан", - заявил президент ГМНК.
Ожидается, что в ходе первой стадии реализации проекта Казахстан в 2005 году будет предоставлять для транспортировки по нефтепроводу Баку-Джейхан 10 млн. тонн нефти. В дальнейшем объем казахстанской нефти может быть увеличен до 20 млн. тонн. При этом подчеркивается, что условия транспортировки нефти для добывающих компаний, работающих в Казахстане и Азербайджане, должны быть одинаковыми.
Характерно, что заявления после переговоров делали представители Грузии, а не Казахстана. Грузия вместе с Азербайджаном уже давно полностью поддерживают планы США по транспортировке каспийской нефти в обход России. Правда, у этих стран нет необходимого количества черного золота, поэтому они активно уговаривают Казахстан пустить нефть не через Россию, а через Грузию и Турцию. Пока руководители Казахстана очень осторожно высказывались по этому вопросу. Нурсултан Назарбаев говорит, что он поддерживает план диверсификации потоков экспорта казахстанской нефти. Однако он так и не дал точного обязательства по объемам прокачки нефти через Баку-Джейхан. И вот теперь представители Грузии заявляют, что получили согласие Казахстана на поставки нефти из Актау в Баку. Хотя подписание протокола трудно назвать окончательным обязательством.
Таким образом, судьба проекта Баку-Джейхан сейчас полностью находится в руках руководства Казахстана. Однако для транспортировки своей нефти Казахстан участвует в строительстве трубопровода КТК, который пройдет от месторождения Тенгиз на севере Каспия до порта Новороссийск. Этот нефтепровод будет введен в строй уже летом следующего года. Как сказал вице-президент компании "Казтрансойл" Каиргельды Кабылдин: "Казахстанская нефть пойдет по КТК. Сейчас мы добываем около 30 миллионов тонн нефти в год. В ближайшие годы мы планируем прокачивать по КТК 20 миллионов тонн нефти в год. К 2014 году мы планируем выйти на 50 миллионов тонн прокачки. Если же у нас будут дополнительные объемы нефти, мы рассмотрим альтернативные варианты доставки черного золота на мировой рынок. Возможно, мы будем поставлять ее танкерами в Баку для отправки по трубопроводу Баку-Джейхан". То есть транспортировка нефти в обход России откладывается на дальнюю перспективу. В таком случае непонятно, о каких 10 млн. тонн в 2005 году говорил представитель Грузии. Если же Казахстан нарушит свои обязательства по прокачке нефти через КТК, то ему придется заплатить серьезную неустойку. Получается, что у Казахстана нет никаких экономических причин помогать США в реализации их планов на Каспии. Хотя есть еще политические моменты. Посмотрим, что американцы смогут предложить Казахстану.