В КАНУН наступающего века вновь заработала знаменитая 4-я доменная печь Кузнецкого меткомбината (КМК), первенца отечественной металлургии. 66 лет назад домна стала первой в стране целиком построенной из отечественных материалов и оборудования и до последней модернизации пережила четыре ремонта, в ходе которых воссоздавалась практически заново.
Обстановка и повторный запуск ключевого для любого металлургического предприятия агрегата - событие неординарное. Достаточно вспомнить, что в Великую Отечественную, когда 4-я на КМК дышала на ладан, Сталин категорически запретил ее остановку для ремонта. Приказ, естественно, не посмели нарушить, но последствия катастрофы были ужасны - из строя вышел практически весь литейный двор. Но уже через месяц с небольшим печь вновь давала чугун. Такие были времена, такой труд, такие темпы. Сегодня, когда центральной проблемой нашей промышленности стала изношенность основных производственных фондов, любая их замена - уже событие. Тем более если оно случается на заводе, дающим 60% рельсов для наших железных дорог.
Нынешняя модернизация 4-й доменной печи КМК уникальна. Во-первых, по срокам - работы закончили за 90 дней. Во-вторых, агрегат не просто воссоздали - практически построили новый, оборудованный по мировым технологическим стандартам комплекс, впервые с 1934 года полностью реконструировав весь литейный двор. В-третьих, в результате этого и прежде отменный новокузнецкий чугун будет теперь только высшей пробы. Наконец, при существенной экономии руды и кокса на выплавку тонны чугуна вдвое увеличилась производительность печи. Что, естественно, не только снижает общую себестоимость продукции, но и влечет рост зарплаты доменщиков. Последние к тому же получили комфортные, на уровне зарубежных коллег, условия труда, а Новокузнецку, далеко не самому экологически здоровому в России городу, дышать станет легче - новейшая система аспирации и закрытые желоба вдвое уменьшили выбросы пыли из печи.
Обновление на КМК позволит модернизировать железнодорожную систему страны, 70% путей которой нуждаются нынче в замене. Теперь обеспеченное чугуном высшей пробы сталеплавильное производство позволит предприятию выпускать рельсовую продукцию не хуже эталонной японской (впервые рельсы КМК получили международный сертификат качества), но втрое ее дешевле. Новый рельсовый профиль, на который МПС планирует перевести всю сеть железных дорог, будут катать теперь только в Новокузнецке.
Подряд на "переобувку" железнодорожной России, а также резкое повышение конкурентоспособности своей продукции на мировых рынках позволяют заводу, еще недавно стоявшему на грани банкротства, уверенно смотреть в будущее. С приходом новых управленцев объем вложений только на реконструкцию и перевооружение заводского производства превысил за последний год миллиард рублей. Почти треть из которых (а это в основном собственные средства предприятия) потратили на модернизацию 4-й доменной печи. Но овчинка, как показывают результаты, стоила выделки - затраты, считают на КМК, окупятся с лихвой и быстро.