ПЕРСПЕКТИВЫ российской экономики в 2001 году оцениваются все более осторожно, причем не только экспертами, но и руководством страны. Об этом позволяет судить состоявшаяся в минувший четверг пресс-конференция Михаила Касьянова, посвященная итогам деятельности правительства в 2000 году. Мероприятие вышло за рамки ритуального отчета о достигнутых "за минувший период" успехах, хотя и были вновь названы данные о росте ВВП почти на 7%, промышленного производства - на 9,5% и сельскохозяйственного производства (впервые за десять лет) - на 3%. Однако, оценивая работу правительственного механизма за первые полгода своего премьерства, Михаил Касьянов признал, что существующая структура кабинета далека от оптимальной - вице-премьеры перегружены, а министры "принижены". К весне будут подготовлены предложения для президента по оптимизации структуры правительства. Впрочем, стремление сформировать кабинет по западному принципу, когда между премьером и министрами нет или почти нет промежуточной инстанции, наблюдается на протяжении уже нескольких лет, и пока оно так и осталось нереализованным. За каждой пересадкой членов правительства из одних кабинетов в другие стоят определенные политические перемены. Кроме того, реорганизация является излюбленным в бюрократической практике способом избавления от нежелательных кадров.
Впрочем, и при новой структуре правительству придется решать старые проблемы. Одна из ведущих - долги. Михаил Касьянов сделал довольно интересные заявления, которые можно оценить как сигнал для международных кредиторов России. Впервые на таком высоком уровне было заявлено о невозможности для России справиться со всеми выплатами долгов Парижскому клубу в наступающем году, которые, как известно, превышают 3 млрд. долл. "Этих средств Россия не сможет найти при ухудшении конъюнктуры", - заявил премьер. О том, что такое ухудшение происходит, свидетельствуют ежедневные новости о мировых ценах на нефть. Переговоры же с Парижским клубом о той или иной форме рассрочки платежей официально еще не ведутся. Как сообщил на пресс-конференции Михаил Касьянов, Россия пока не направила официальную просьбу Парижскому клубу. Что касается инвестиционного способа решения долговой проблемы, о котором говорилось во время недавних визитов главы российского правительства в Германию и Францию, то в Москве, похоже, не склонны преувеличивать возможности этого пути. Во всяком случае, по словам министра экономического развития и торговли Германа Грефа, применяться он может в отношении вновь создающихся и относительно небольших российских компаний. Между тем сверхдоходы бюджета-2001, которые Дума уже поспешила поделить, по мере изменения конъюнктуры на рынке нефти становятся все более призрачными, а без этого резерва легкомысленно относиться к отсутствию прогресса на переговорах с международными кредиторами уже не получается.
Премьер допускает возможность, что у России в следующем году могут появиться проблемы с ее платежным балансом. В таком случае вновь станут нужными кредиты МВФ, а при худшем варианте встанет вопрос о секвестре государственного бюджета. Хотя Михаил Касьянов и назвал такой сценарий маловероятным и "экстремальным", но когда российская нефть продается на рынке не только ниже 23 долл. за баррель, но даже ниже заложенных в бюджет 21 долл., он кажется не таким уж фантастическим. Тем более что некоторые аналитики прогнозируют цену в 12 долл. за баррель российской нефти.
Впрочем, сокращение экспортных доходов может иметь для России и положительные последствия - отношение мировых финансовых кругов к нашей стране может временно смягчиться. Во всяком случае, кредиторам будет труднее использовать свой главный довод - положение России сейчас слишком хорошо, чтобы давать ей новые кредиты или отсрочки по старым. Возможно, работа миссии МВФ, которая прибывает в Москву во второй половине января, будет более результативной, и долгожданная программа сотрудничества России и фонда будет согласована. Тем более что предусмотренный предварительным вариантом программы "кредит предосторожности", предоставляемый в случае внезапного ухудшения макроэкономических показателей, может нам понадобиться уже в следующем году. Однако очевидно, что такое решение проблемы будет временным и "некачественным" - вновь появится зависимость российского бюджета от внешнего финансирования. Что же касается поставленной правительством на следующий год цели - добиться снижения (пусть и небольшого) лежащего на стране долгового бремени, то она, в случае получения новых кредитов, так и останется нереализованной.