-АЛЕКСЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ, слухи об объединении российских атомных станций в единый концерн ходят давно. Скажите, это делается впервые и только у нас?
- В атомной энергетике, как и в других сферах, Россия успешно использует положительный мировой опыт. Создание единой генерирующей компании идет в русле с процессами, происходящими в мировой атомной энергетике. В последнее десятилетие во всем мире отдельные атомные станции активно объединяются в генерирующие компании. Это явление переросло национальные границы - происходит образование крупных корпораций транснационального масштаба. Такое объединение позволяет снизить затраты на производство электроэнергии и тем самым обеспечить конкурентоспособность в условиях слабо регулируемого рынка. Кроме того, в крупных компаниях выше безопасность эксплуатации АЭС за счет введения единых стандартов, формирования страховых запасов, проведения единой научно-технической политики.
Так, например, активное создание крупных энергетических компаний за счет приобретения отдельных АЭС идет в США. Применение единых стандартов, форм и ресурсов эксплуатации атомных объектов укрепляет экономическое положение этих компаний, обеспечивает будущее атомным электростанциям.
- Насколько детально проработана концепция компании? Кто в этом участвовал?
- Специалисты концерна "Росэнергоатом" почти три года назад начали разработку проекта генерирующей компании атомной энергетики. Реорганизация федеральных государственных предприятий атомной энергетики устраняет определенные несоответствия действующему законодательству и проходит в рамках общегосударственной концепции управления имуществом. Главное несоответствие состоит в том, что сегодня согласно федеральному Закону "Об использовании атомной энергии" концерн "Росэнергоатом" несет всю полноту ответственности за эффективную эксплуатацию закрепленных за ним ядерных установок, за безопасность атомных объектов, радиационных источников и пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также за надлежащее обращение с ними. Но при этом он не может целевым образом распоряжаться материальными и административными ресурсами, финансовыми средствами, которые оказываются распыленными по отдельным станциям. Создание Единой генерирующей компании атомной энергетики в корне изменит такую ситуацию, позволит привести в соответствие права и обязанности эксплуатирующей корпорации, увеличить выработку электроэнергии, сдерживать рост тарифов на электричество, проводить перекрестное инвестирование строящихся атомных объектов.
В работе над проектом участвовали специалисты Министерства экономического развития и торговли, Минфина, МНС, МАП, Минюста и других организаций и ведомств. В его создании широко использовался и международный опыт: проектировщики реорганизации работали в тесном контакте с зарубежными специалистами крупных компаний British Energy (Англия), Magnox Electric (Англия), Nuclear Energy (Англия), EDF (Франция). Идеи и схемы управления предприятиями атомной энергетики в странах, где доля АЭС в ТЭК больше, чем у нас, вошли в проект после соответствующей адаптации к отечественным условиям.
Сейчас в концерне и Минатоме работают 14 комиссий, которые разрешают разного рода вопросы, возникающие при реорганизации. В них участвуют и директора станций. Комиссии определяют статус АЭС и обеспечивающих предприятий, разделение прав и обязанностей субъектов компании, тарифную политику, инновационную и инвестиционную стратегию. Нужно еще учитывать тот факт, что создание генерирующей компании сопровождается принятием многих законодательных актов и изменениями в существующих законах. Изменения в ядерной энергетике должны проводиться комплексно для того, чтобы достичь максимального эффекта и в области экономической, и в области безопасности.
- Расскажите поподробнее об устройстве генерирующей компании.
- Структуру Единой генерирующей компании образуют предприятия нескольких типов: девять АЭС, концерн "Росэнергоатом" и компании, работающие на поддержку эксплуатации и безопасности АЭС. В их число входят предприятия и организации, обеспечивающие пуск, наладку, совершенствование систем управления на АЭС, ремонт оборудования станций, а также специализированные научно-исследовательские центры. При этом генерирующая компания будет выступать в качестве правопреемника всех имущественных, неимущественных и иных прав и обязанностей атомных станций и обеспечивающих предприятий.
Атомные станции, являющиеся сейчас государственными унитарными предприятиями, войдут в концерн "Росэнергоатом" и будут функционировать на правах филиалов. С конца осени проводятся работы по вхождению Билибинской АТЭЦ в Единую генерирующую компанию. Это станет своего рода полигоном по обкатке отношений внутри компании и с посредниками, и с потребителями электричества.
Государственные унитарные предприятия, ранее образованные атомными станциями и обеспечивающими предприятиями, станут дочерними предприятиями ФГУП "Росэнергоатом" на основе правопреемственности. Дочерние предприятия, филиалы и представительства концерна сохраняют свой организационно-правовой статус.
- Изменится ли роль "Росэнергоатома" в структуре ТЭК?
- При реорганизации концерн останется федеральным государственным унитарным предприятием. Соответственно будущая его деятельность, как и в настоящее время, будет полностью контролироваться государством.
В соответствии с проектом в структуре генерирующей компании основное имущество, включенное в ядерный энергетический цикл, находится в хозяйственном ведении и на балансе ФГУП "Росэнергоатом". Он как выполнял, так и будет выполнять свои основные функции. Среди них - эксплуатация переданных в хозяйственное ведение объектов: производство и эксплуатация тепла и электричества, пуск новых энергоблоков. Вместе с этим "Росэнергоатом" станет единым производителем и продавцом выработанной электрической и тепловой энергии в компании. Это позволит эффективно и оперативно проводить перекрестное инвестирование атомных объектов, согласованно проводить тарифную политику на оптовом рынке электроэнергии, централизовать ресурсы для снижения уровня издержек. На наш взгляд, именно организационная централизация, а не хаотическое дробление отрасли станет тем фактором, который поможет создать упорядоченные рыночные отношения в энергетике.
Управление деятельностью концерна осуществляет Минатом России. Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное регулирование безопасности деятельности "Росэнергоатома", являются Госатомнадзор РФ, Госгортехнадзор России, МВД РФ, ФЭК России и Минздрав РФ в соответствии с предоставленными им полномочиями.
- Не уменьшатся ли налоговые поступления в бюджеты разных уровней после реорганизации?
- Предложенная концерном "Росэнергоатом" организационно-управленческая структура генерирующей компании обеспечивает сохранение налоговых поступлений от АЭС в регионы их размещения. Она позволит оптимизировать управление имущественным комплексом, задействованным в производстве электрической и тепловой энергии.
Помимо этого у филиалов генерирующей компании - атомных станций - будут открыты расчетные счета и предусмотрено получение части средств от реализации вырабатываемой непосредственно этими филиалами энергии. Такая мера позволяет сохранить возможность уплаты всех налоговых сумм в региональные бюджеты в размерах, равных поступавшим до реорганизации. Регионы обделены не будут.
- Какой экономический эффект ожидается от создания Единой генерирующей компании?
- Осуществление намеченных по проекту мер, помимо урегулирования правовых отношений, позволит снизить затраты на производство электроэнергии. Это означает, что либо снизятся темпы роста тарифов на электроэнергию, либо, если тарифы не изменятся, увеличится их инвестиционная составляющая. В последнем случае кардинально улучшатся условия для проведения модернизации и реконструкции энергоблоков первого поколения, сооружения новых энергоблоков, которые будут играть роль замещающих органическое топливо мощностей. А это обеспечит повышение конкурентоспособности атомной энергетики по сравнению со станциями, работающими на угле, мазуте, газе.
Суммарная экономия средств ориентировочно составит 14% уровня существующего тарифа. При этом высвобожденные средства будут направлены на сдерживание роста тарифов на электроэнергию атомных станций, а также на продление сроков службы энергоблоков, проведение их модернизации и реконструкции. Сверхзадачей для атомщиков остается достройка энергоблоков высокой степени готовности, а их в стране более десятка, а также строительство новых энергоблоков.
- Не означает ли формулировка "оптимизация численности персонала" сокращение числа работающих на атомных объектах?
- Для такой ситуации нами предусмотрено перераспределение квалифицированного персонала между существующими и строящимися объектами. Нельзя забывать, что на таком высокотехнологичном производстве, как атомная энергетика, должны работать только профессионалы. Это обусловлено не только технической сложностью задач, но и требованиями безопасности. Сейчас идут пусконаладочные работы на Ростовской АЭС, а в ближайшие годы планируется ввести в строй еще несколько реакторов. Там трудятся специалисты не только российских станций, но и из других государств СНГ.
- Улучшится ли безопасность ядерных реакторов? Стоит ли нам бояться "мирного атома"?
- Бояться ядерной энергетики при нынешних успехах ее освоения просто недальновидно. Ситуация с безопасностью за последние годы кардинально улучшилась. По десяти основным показателям, отражающим величину безопасности, российские атомные станции занимают ведущие позиции в мире. Это общеизвестный факт, который подтверждают международные контролирующие организации. В этом году было 6 случаев срабатываний аварийной защиты, что составляет 0,21 срабатывания на один энергоблок. Причем среднемировой показатель составляет 0,5.
Если говорить про интенсивность радиационного излучения, то на АЭС она в несколько раз меньше, чем на станциях, сжигающих органическое топливо. Если принять во внимание комплексное воздействие на окружающую среду, то атомные станции неизмеримо безопаснее для человека, и последствия их эксплуатации значительно менее губительны для природы, чем у ГРЭС.