Технику для войн и парадов армия, в сущности, взяла у оборонки взаймы. Платить за нее, похоже, никто не собирается. Фото из архива НГ
Последний год столетия, начавшийся с оптимистичных заявлений о возврате долгов оборонно-промышленному комплексу (ОПК), судя по всему, закончится на минорной ноте.
Вопреки обещаниям президента России Владимира Путина, данным 21 марта 2000 г. на совещании руководителей ОПК в Нижнем Новгороде, положение с финансированием государственного оборонного заказа (ГОЗ) принципиально не изменилось. По данным Минобороны на 20 декабря, серийные поставки оплачены на 78%, а научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - на 81%. Напомним, что доля оплаченного госзаказа в 1999 г. составила, по данным вице-премьера Клебанова, 85-86%. Военные "выражают надежду", что за оставшуюся неделю это положение удастся исправить, но никаких гарантий этого, естественно, нет.
Однако задержки текущего финансирования - это полбеды, тем более что 80% - гигантский шаг по сравнению с 1998 г., когда оборонка получила 20% обещанных по ГОЗ средств.
Главная проблема состоит в том, что на предприятиях ОПК кандалами висят долги за гособоронзаказ 1996-1999 гг. Их объем, признаваемый государством, составляет 16,25 млрд. руб. На самом деле оборонка потеряла из-за невыполнения государством своих обязательств гораздо больше - как минимум 32 млрд. руб. Это объясняется тем, что под сформированный ГОЗ предприятия брали кредиты, закупали комплектующие, начинали программы конверсии. Государство от части своих обязательств отказалось, и на оборонке повисли проценты по кредитам, долги (и огромные пени и штрафы) внебюджетным фондам.
В 2000 г. правительство наконец решило погасить свою задолженность за 1996-1999 гг. Однако уже к середине года стало ясно, что в полном объеме этого сделать не удастся. Комиссия по военно-промышленным вопросам сначала снизила долю погашаемых в 2000 г. долгов до 75, а затем до 50%. Последнее решение гласило: выплатить до 15 января 7,8 млрд. руб.
Оставшаяся часть долгов должна быть конвертирована в государственные ценные бумаги. Однако, как заявили представители Минобороны, им неизвестен порядок передачи этих ценных бумаг предприятиям ОПК. Между тем Минфин должен был разработать соответствующие инструкции до 1 ноября 2000 г. (позже срок был отодвинут на полтора месяца). Военные подозревают, что финансовое ведомство стремится отодвинуть расчет до конца 2001 г., использовав для этого предусмотренные в бюджете-2001 6,8 млрд. руб. из дополнительных доходов.
О том, что эти подозрения небезосновательны, свидетельствуют и сведения, полученные "НГ" из достоверных источников. В соответствии с ними Минфин на днях перечислил на счета Минобороны крупную сумму на погашение долгов по ГОЗ. Однако военное ведомство не получило от финансового реестр долгов и методику выплат конкретным предприятиям.
Отсутствие этих документов не позволяет распределить средства заказывающим управлениям (а их в ВС около полусотни). Последние, в свою очередь, не могут выплатить предприятиям ни одного рубля. Между тем правила бюджетного финансирования требуют, чтобы не растраченные средства (выше собственной сметы расходов) в конце финансового года были изъяты в доход бюджета. Таким образом, деньги, пролежав несколько дней на счетах Минобороны, вернутся в Минфин. Причем последний сможет утверждать, что свои финансовые обязательства он выполнил.
Для того, чтобы разработать соответствующие инструкции, Министерство финансов затребовало у военного ведомства и оборонных предприятий все документы по формированию и оплате ГОЗ за четыре года. Объем этих бумаг огромен - досье на первые 25 предприятий пришлось доставлять в Минфин на грузовике. На сегодняшний день передана документация на 25% из 2700 предприятий. Совершенно очевидно, что переработать образовавшуюся гору бумаг Министерство неспособно. Между тем эта работа должна была завершиться еще в начале декабря.
Среди руководителей предприятий ОПК зреет мнение, что никто с самого начала и не собирался всерьез анализировать планы и платежки четырехлетней давности, а весь трюк с первичной документацией затевался для того, чтобы обосновать невыплату долгов.
Лига содействия оборонным предприятиям еще в начале декабря обратилась в Минфин с просьбой сформировать комиссию во главе с заместителем министра финансов, которая займется оперативным разрешением проблемы долга, однако ответа лидеры оборонки не получили. Нищий, буквально умирающий ОПК продолжает кредитовать государство, не знающее, куда девать дополнительные доходы.