Мошенничество в экономике стало намного "изящнее" по сравнению с временами финансовых пирамид типа "МММ", но его размеры по-прежнему весьма значительны.
Фото Натальи Медведевой (НГ-фото)
Все основные виды финансовых преступлений ведут свою родословную уже тысячи лет со времен Древнего Египта и Рима. Теневая экономика была, есть и будет. Как только государства начали собирать налоги, появились желающие от них уклониться, вместе с таможнями появились контрабандисты, вместе с решающими судьбы бизнеса чиновниками - коррупция. Борьба с этими преступлениями часто принимала характер кровопролитных войн и революций. К примеру, победоносная американская революция и создание США связаны с довольно будничным нежеланием граждан американских колоний платить налоги, установленные парламентом Англии, в котором у них нет своих представителей. Англичане попытались заменить налоги импортными пошлинами на чай и получили известное "Бостонское чаепитие", ставшее началом революции.
Более или менее удачные попытки полностью уничтожить теневую экономику предпринимались в XX веке в тоталитарных фашистской Германии и Советском Союзе, но и там она выживала, правда, сильно сжималась - до 3-5% валового внутреннего продукта (ВВП) этих стран. Большего не удавалось никому. Но успехи тоталитарных режимов, как известно, сопровождались почти полным истреблением экономических и политических свобод, а также значительной части самих граждан. Так что такой метод борьбы с теневой экономикой, мягко говоря, имеет существенные изъяны.
Теневая экономика включает в себя богатый спектр цветов от черного, как квадрат Малевича, рынка наркотиков до светло-серых тонов полузаконных и часто весьма изящных финансовых схем. К "черной" экономике обычно относят деятельность, запрещенную уголовным законодательством страны. Это торговля наркотиками, заложниками, нелегальная торговля оружием, иногда проституция и т.д. "Черная" экономика обычно находится в глубоком подполье и не видна обывателям. В "серой" экономике работают люди, занимающиеся обычной легальной деятельностью, но совершающие действия, не соответствующие законодательству.
"Серая" экономика - повсюду. Она может принимать довольно безобидные формы оплаты за частные уроки, чаевых официанту, выплаты зарплаты в долларах и т.д. Однако к ней же относятся экономические преступления, наносящие огромный ущерб государству и обществу. Примерами могут служить известные финансовые пирамиды типа "МММ", от участия в которых пострадали в начале 90-х годов миллионы россиян. Кстати, именно уже полузабытый девиз "МММ" - "Из тени в свет перелетая" - мы использовали в названии статьи, придав ему смысл, более соответствующий современной ситуации. Сейчас уже вряд ли можно надеяться, что серый бизнес сам собой "перелетит" на свет - необходимо приложить целенаправленные усилия, чтобы вытащить его из уже привычной тени.
Дать оценку размеров теневой экономики нелегко - ведь она неподвластна официальной статистике. По оценкам экспертов, в конце ХХ века теневая экономика в развивающихся странах составляет около 12% их ВВП, в странах с переходной экономикой - 23%, а в развивающихся странах - 39% ВВП. Общий ее объем оценивается в 8 трлн. долл., что лишь совсем немногим меньше ВВП США. В самой же Америке теневая экономика ежегодно создает товаров и услуг на сумму 700 млрд. долл., а в относительно небольшой Италии - 310 млрд. долл.
Международные сравнения объемов теневых экономик показывают, что наиболее быстрый ее рост наблюдается в тех странах, где налоговая и социальная нагрузка на бизнес велика. Например, в Греции, Италии, Бельгии и Швеции - самые высокие налоги в Европе, доходящие до 72-78% доходов предприятий, и теневая экономика имеет там относительно большие масштабы, чем в либеральных США и Швейцарии, где налоговая нагрузка на бизнес составляет около 40%.
Общей тенденцией экономик всех развитых стран является быстрый рост теневого сектора. Так, за последние сорок лет теневая экономика Швеции выросла в 8 раз, Германии - в 7 раз, США - в 2 раза. Этому, безусловно, способствуют быстрая глобализация мировой экономики, появление рынков евровалют, многочисленных офшоров и т.д.
Россия занимает шестое место по объемам теневой экономики, уступая лишь Нигерии, Египту, Грузии, Азербайджану и Македонии. Наш теневой сектор оценивается примерно на уровне 40% ВВП. Загнанный в советское время в подполье, он накопил громадный опыт борьбы с жесточайшей системой тотального контроля и после ее отмены смог великолепно этот опыт использовать. Многие современные финансовые схемы разработаны и апробированы в тиши советских лагерей.
В начале 90-х хорошо организованная и разветвленная теневая экономика вышла из подполья, столкнулась, с молодым и слабым российским государством и легко победила. Собственно криминальные группировки составляют только 3% теневого сектора, но они сумели в значительной мере навязать свои правила и понятия всему этому сектору и, отчасти, даже государству, быстро его коррумпировав.
Пресловутая "русская мафия", теневой характер большой части нашей экономики стали новой страшилкой, которой теперь пугают граждан западных стран. Место советской "империи зла" в их сознании заняло полукриминальное российское государство. Такой уже, к несчастью, утвердившийся образ прочнее железного занавеса отгораживает Россию от цивилизованного мира и рынков капиталов. Этим умело пользуются наши конкуренты, пытающиеся направить финансовые потоки в соответствии со своими интересами. Поэтому сейчас жизненно важно решительно вывести на свет большую часть теневого сектора и создать новый привлекательный имидж нашей страны. Иначе нам предстоит еще долго пребывать на обочине мировой экономики.
Прежде всего необходимо жестко разграничить "черный" и "серый" секторы экономики. С уголовной "черной" экономикой должны решительно бороться правоохранительные органы. "Серый" же сектор требует более гибких и тонких подходов. Здесь нужно двигаться не спеша, шаг за шагом, применяя политику "кнута и пряника". Каждому предпринимателю нужно постепенно показать, что оставаться в тени для него менее выгодно, чем выйти на свет и полностью легализовать свою деятельность.
Основным инструментом наступления на "тень" должна стать единая система финансового контроля страны. В ее необходимости сейчас почти никто не сомневается. Есть предложения создать ее при Центральном банке, при Счетной палате, в рамках правоохранительной системы и т.д. При решении этого вопроса следует исходить из целей и функций финансового контроля. Целью этой организации должно стать не жесткое искоренение теневиков как класса, а упорная и кропотливая работа по выводу из их бизнеса нелегальных финансовых схем.
Такая деятельность связана с прекрасным знанием теории и практики финансов, поскольку работникам экономического контроля будут противостоять первоклассные знатоки пробелов в законодательстве, конструирующие эти схемы. В каждой из таких действующих схем нужно найти наиболее уязвимые места и нанести по ним удары, вынуждающие отказаться от этой схемы.
Общеизвестно, что сейчас практически весь российский бизнес имеет теневые компоненты. Необходимо их аккуратно "ампутировать", не погубив при этом сам бизнес. Полезно предварительно объявить о последствиях применения незаконных схем, выждать некоторое время, дав предпринимателям возможность их осмыслить, и лишь затем предпринимать карательные действия по всему фронту. Наша цель - не посадить предпринимателя, отчасти работающего в тени, а убедить его в невыгодности и опасности работы по уже привычному нелегальному варианту.
Финансовый контроль должен охватывать три основные сферы: утечку капитала, отмывание денежных средств, уклонение от налогообложения.
Нельзя допустить, однако, чтобы финансовый контроль превратился в новый инструмент борьбы за власть, когда жесткие меры применяются выборочно к нескольким компаниям, на которые коррумпированному чиновнику, как правило, указывает их конкурент.
Конечно, на месте выведенных из делового оборота схем будут появляться новые, придуманные опытными финансовыми инженерами. На что эти инженеры, работающие в органах финансового контроля, должны ответить новыми законопроектами, постановлениями и инструкциями, разваливающими данные схемы. В развитых странах именно в такой борьбе совершенствуется финансовое законодательство.
Победу в этой борьбе органам финансового контроля может обеспечить опора на современную информационную систему. Здесь можно опереться на уже имеющуюся информационную систему Банка России. Для этого ее необходимо расширить и придать ей новые функции. Информационная система финансового контроля должна содержать полный реестр участников российского рынка с указанием видов основной деятельности, списки учредителей и структуру собственности каждого предприятия, его деловую историю, содержащую перечень наиболее крупных сделок и т.д. Имея такую систему, органы финансового контроля, например, без особого труда выявят фирмы-однодневки, как мотыльки роящиеся вокруг крупных корпораций и банков. Сейчас большая часть теневого оборота идет именно через них. А идентифицировать большую часть из них нетрудно, поскольку однодневки обычно "учреждаются" пенсионерами, бомжами или вовсе умершими людьми, а их деятельность отличается необычным для нормальной компании разнообразием и обилием сделок.
Усиление финансового или, лучше сказать, информационно-финансового контроля, должно сопровождаться либерализацией российского рынка легального капитала и снижением налогового бремени. Тогда разумный предприниматель сам примет решение о полной легализации своей деятельности.