0
3901
Газета Экономика Интернет-версия

15.12.2000 00:00:00

Глобализация космоса

Николай Алексеев

Об авторе: Николай Сергеевич Алексеев - директор по развитию бизнеса ЗАО "Хевит-Файл". Станислав Сергеевич Корунов - заведующий кафедрой Московского государственного авиационного института, кандидат экономических наук. Андрей Борисович Цветков - заместитель генерального директора "ЦНИИМаш-Экспорт", кандидат технических наук.

Тэги: космос


космос О высших достижениях советского аэрокосмического комплекса напоминает макет корабля "Буран" и ракеты-носителя "Энергия-М"

Волна общественного интереса, связанного со стартом первой экспедиции на международную космическую станцию (МКС), уже прошла. А вместе с тем, пока наши и американские астронавты вместе трудятся на орбите, участие России в этом международном проекте становится переломным моментом в судьбе отечественной аэрокосмической промышленности (АКП).

За время экономических реформ объемы государственного финансирования отрасли сократились в несколько раз. В такой ситуации АКП выжила только благодаря своевременной либерализации внешнеэкономической деятельности. Принятие этого решения в 1992 году потребовало от вновь созданного Российского космического агентства определенной смелости, поскольку касалось одного из самых "закрытых" секторов национальной экономики. Результатом стало то, что сейчас более 80% доходов отрасли поступает от иностранных заказчиков.

Тем не менее выход на мировые рынки не в полной мере оправдал первоначальные ожидания. Высочайший технологический уровень отрасли в начале 90-х вызывал надежды на скорое процветание. Созданный в СССР в космической области промышленный потенциал по своим возможностям был сопоставим только с американским. Но сейчас реально доля доходов наших предприятий составляет лишь около 2% глобального космического рынка. И это в то время, как на долю США приходится 50%, на страны Европейского союза - 25%, а на Канаду и Японию - по 5%. Оказалось, что современным технологиям, составлявшим предмет нашей законной национальной гордости, вовсе не так легко найти свое место на мировом рынке, как на это рассчитывали мы.

Поэтому именно сейчас перед отечественной аэрокосмической промышленностью остро встала проблема выбора новой стратегии развития, соответствующей новым реалиям. От этого выбора зависит, станет ли участие России в проекте МКС прощальным реверансом со стороны международного сообщества в знак уважения наших былых достижений или российская АКП в будущем сможет превратиться в одну из точек экономического роста.

Тот факт, что проект МКС объединил для достижения общей цели практически все ведущие космические державы, ранее разъединенные глобальным противостоянием, говорит о больших изменениях, произошедших в мировом аэрокосмическом комплексе. Начало этим изменениям было положено прекращением холодной войны и демилитаризацией международной экономики в 80-е годы. Ресурсы, высвобожденные из гонки вооружений, США и страны Западной Европы направили в сферу высоких технологий. Резко ускорился процесс глобализации мировой экономики.

В условиях, когда основные факторы производства и базовые промышленные технологии глобальной экономики становятся равнодоступными для всех участников рынка, основой конкурентных преимуществ становятся эффективная глобальная система менеджмента, удобство совершения трансакций, скорость и качество доставки материальной продукции. Эффективность реализации этих функций обеспечивается услугами систем транспортных и информационных коммуникаций, поставщиком значительной части которых является (или может стать) аэрокосмическая промышленноысть. Аэрокосмическая промышленность всего мира из экономической "черной дыры" превратилась в трамплин экономического роста.

Космос стал своеобразным Вавилоном современности. Здесь пересеклись важнейшие информационные коммуникации глобальной экономики. Здесь решается судьба прорывных наукоемких технологий производства, ресурсодобычи и энергетики будущего. Космос впервые за свою историю становится коммерчески эффективным. И именно здесь рождается самый амбициозный многонациональный проект современности - МКС.

Перед российской космической отраслью в период расцвета ставились прежде всего государственные задачи обеспечения национальной безопасности и опережающего развития науки и техники, завоевания международного престижа. Самостоятельно обеспечивать свою экономическую эффективность аэрокосмическая промышленность в условиях государственного финансирования и плановой экономики так и не научилась.

Более того, технологии аэрокосмического комплекса не могут быть востребованы нашей современной экономикой в том масштабе, в каком они использовались в советские времена. Рост спроса на коммерческие услуги космического сектора возникает на основе развития современных технологий производства и менеджмента в смежных экономических областях.

На международном рынке аэрокосмической продукции и услуг смогло закрепиться только несколько предприятий, обладающих традиционными космическими технологиями в таких областях, как двигателестроение (НПО "Энергомаш") и средства выведения (Центр имени Хруничева, РКК "Энергия", ЦСКБ-ПРОГРЕСС). На их долю приходится более 85% стоимости международных контрактов России в области космической деятельности. Спрос на их продукцию сформировался в основном со стороны стран, относящихся к центру глобальной экономики. Большая часть заказов поступила от США, имевших отставание по ряду ключевых технологий (ракетные двигатели, пилотируемые полеты, новые конструкционные и теплозащитные материалы), а также пробел в эффективности средств выведения с позиции критерия "цена-качество". За прошедшие годы некоторые из этих технологий уже перекочевали в США, а новое поколение эффективных ракетоносителей, уже разработанных в Америке, в ближайшие годы без сомнения существенно потеснит российские позиции на рынке пусковых услуг. На рынке космических коммуникаций США изначально проводили политику, исключающую любую возможность конкуренции.

Поэтому очевидно, что даже нынешнее не самое бедственное положение наших отраслевых лидеров не может быть достаточно устойчивым в среднесрочной перспективе. Кроме того, необходимо помнить, что практически все изобретения когда-нибудь перенимаются, особенно если вы не настолько сильны и опытны, чтобы защитить свои ноу-хау и другие научные приоритеты. А у многих наших сегодняшних партнеров для этого есть все научно-технические и финансовые возможности. Поэтому даже такому очень локальному процветанию некоторых аэрокосмических предприятий в конце концов может настать конец. Тогда под угрозой окажется не только выполнение федеральной космической программы, но и национальная безопасность страны.

Отечественной АКП необходимо найти возможности дальнейшего развития своего потенциала. Для решения этой задачи реально существуют два пути.

Первый связан с повышением инвестиционной привлекательности отдельных конкурентоспособных предприятий. Для реализации такого варианта им надо предоставить свободу действий, необходимую для самостоятельной работы на рынке. Такие предприятия должны быть акционированы, а государству должен достаться пакет акций, сопоставимый с его реальными возможностями финансирования. В этом случае страна получит несколько по-настоящему эффективных фирм, платящих налоги в бюджет. Такая стратегия, обеспечивающая экономическую эффективность нескольких базовых предприятий отрасли, для Росавиакосмоса может быть обозначена как стратегия ограниченной ответственности.

Второй вариант - стратегия национальной ответственности. Она предполагает прорыв нашей АКП в коммерческие секторы глобальной экономики совместно со странами, не относящимися к центру глобальной экономики. В данном случае - это страны Западной Европы, Япония и так называемые новые индустриальные страны Азии и Латинской Америки. Европа и Япония еще в 1970 году, когда американцы уже побывали на Луне, тратили на исследование космоса средств в десятки раз меньше, чем США и Россия. На этапе становления своих национальных экономик они не имели ресурсов для развития собственной аэрокосмической промышленности, которая в настоящее время значительно отстает от подобных секторов России и США. Теперь новым индустриальным странам в процессе интеграции в глобальную экономику необходимо компенсировать недостаток развития аэрокосмических коммуникаций. И сделать это они хотят, не увеличивая свою технологическую и политическую зависимость от США.

Активное развитие в 90-е годы Японией, Южной Кореей, Таиландом, Малайзией, Сингапуром собственных космических программ, на которые они вместе с Китаем и Индией тратят до 5,5 млрд. долл. в год, тщательный подбор для этих программ иностранных партнеров указывают на выбранный этими странами путь интеграции.

Чтобы при реализации второго варианта стратегии российская аэрокосмическая промышленность оказалась конкурентоспособной, потребуется провести ее реструктуризацию. Сейчас масштабы отдельных самых крупных отечественных предприятий по объемам продаж примерно в 100 раз уступают тому же "Боингу". Отсюда и недостаток собственных ресурсов на финансирование новых проектов. Чтобы не тратить дефицитные средства на дублирующие проекты и сконцентрировать их на стратегически важных направлениях, необходимо осуществить интеграцию аэрокосмических предприятий по технологическим направлениям: космические орбитальные системы, ракеты-носители, информационные системы, системы управления, двигатели, транспортная авиация, боевая авиация, наземное оборудование и аппаратура (в том числе персонального пользования) и т.д. И сделано это должно быть в сжатые сроки.

Более широкий круг задач, решаемых в рамках стратегии национальной ответственности, делает ее реализацию более сложной. Но зато удачная реализация этого варианта вызовет рост экспорта высокотехнологичной продукции и развитие технологий, являющихся базовыми для роста глобальной экономики. И не только в космическом, но и смежных с ним секторах. Так, в США доходы зависимых и смежных отраслей превосходят доходы самой аэрокосмической промышленности, согласно последним данным НАСА, в десять раз! А это означает, что отечественная АКП реально может стать для России катализатором экономического роста, основанного на высоких технологиях, что поможет самостоятельному позиционированию нашей страны в глобальном экономическом пространстве.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Анастасия Башкатова

Природа инфляции и ее восприимчивость к ключевой ставке вызывают ожесточенные споры

0
1090
Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Гранты на партийные проекты выданы под выборы только Слуцкому и Миронову

0
770
Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Михаил Сергеев

Правительство обещает следить за эффективностью госрасходов

0
875
В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

Иван Родин

Володин напомнил депутатам о негативной роли их предшественников в 1917 и 1991 годах

0
930

Другие новости