Правоохранительные органы РФ начали следствие в связи с незаконной деятельностью на территории РФ ряда зарубежных банков, в том числе французского банка "Креди Агриколь Индосуэц" и его дочерних компаний "Индосуэц Интернэшнл Файненс Б.В." (Нидераланды) и ООО "Индосуэц Интернэшнл Файненс" (Россия). Об этом стало известно со слов хорошо информированного источника в МВД РФ. В отношении упомянутого французского банка и его дочерних структур на днях было возбуждено уголовное дело по факту покушения на хищение денежных средств и другого имущества у российских кредитно-финансовых организаций по признакам преступлений, предусмотренных частью 3 статьи 30 (приготовление к преступлению и покушение на преступление пунктом "б" части 3 статьи 159 (мошенничество) УК Российской Федерации. По этическим причинам информатор предпочел не называть российские организации, ставшие объектами этих действий. Однако он пояснил, что "речь идет об отечественных банках, к которым были предъявлены необоснованные форвардные требования зарубежными контрагентами, пытающимися сегодня заставить их принудительными мерами (аресты активов за рубежом) выполнить недействительные, а в некоторых случаях - незаключенные форвардные договоры на сотни миллионов долларов".
По мнению источника, факт возбуждения вышеупомянутого уголовного дела позволяет говорить о появлении нового направления в работе российских правоохранительных органов РФ - защите интересов отечественного бизнеса на международной арене. В российских правоохранительных органах выдвигается также версия о том, что ряд западных банков, активно занимавшихся в России форвардными операциями, имеет непосредственное отношение к утечке капитала из РФ. Есть все признаки, что эти банки с помощью фиктивных форвардных сделок, действуя в сговоре с менеджментом отечественных банков-псевдобанкротов и связанными с ними чиновниками, имеющими счета за рубежом, занимаются перекачкой активов искусственно обанкроченных кредитных организаций в офшоры. Однако в МВД не исключают, что зарубежные банки могли играть лишь пассивную роль в этих махинациях и, оставаясь в неведении, исподволь использовались нечистыми на руку российскими чиновниками и организациями для вывода капитала за рубеж.
Как стало известно "НГ", Национальный резервный банк (НРБ), который вовлечен в судебную тяжбу с "Креди Агриколь Индосуэц" именно по проблеме урегулирования форвардных контрактов, также проверяется правоохранительными органами в качестве возможного участника операций по выводу капитала за рубеж с помощью фиктивных форвардных сделок. Причем эти проверки начались еще в 1999 году. Вероятно, следственные органы изучают версию о том, что НРБ мог открыть счета в офшорах и при посредничестве зарубежных банков "перекачивать" валюту за границу.
По сведениям "НГ", в Национальном резервном банке с пониманием относятся к этим действиям, поскольку форвардные контракты, как считают в НРБ, действительно используются некоторыми финансовыми институтами РФ для вывода своих активов и перевода их на зарубежные счета. Однако, по имеющейся информации, следственные органы МВД склоняются в своих выводах к непричастности самого Национального резервного банка к такого рода махинациям. Что касается хода судебных разбирательств между НРБ и "Креди Агриколь Индосуэц", то в банке предпочли оставить этот вопрос без комментариев, сославшись на деликатность самого дела и незавершенность процесса.
Между тем "НГ" стало известно из других источников, что Национальный резервный банк к настоящему времени выиграл все процессы в российских арбитражных судах, которые признали форвардные сделки между НРБ и французским банком, а также его дочерними структурами незаключенными, тогда как "Креди Агриколь Индосуэц" добился вынесения решения в свою пользу в Нью-Йоркском суде и на основании этого решения арестовал активы НРБ за рубежом на общую сумму 420 млн. долларов. Тем самым французский банк нанес российскому серьезный материальный ущерб, в несколько раз превышающий сумму исковых требований "Креди Агриколь" к НРБ, которая оценивается французской стороной в 119 млн. долларов. Следует отметить, что большая часть арестованных активов в виде ценных бумаг и денежных средств принадлежит клиентам и акционерам НРБ - крупным компаниям с большой долей государственного капитала.
Вчера "НГ" стало известно, что следственные органы МВД РФ постановили наложить арест на средства НРБ, находящиеся на его счете в платежной системе Euroclear (Бельгия) во избежании их обращения в пользу "Креди Агриколь". Источник в МВД пояснил, что ранее эти средства в виде ценных бумаг были арестованы постановлением судебного пристава Бельгии на основании решения судебных органов США, удовлетворивших иск "Креди Агриколь" к НРБ. По словам источника, в связи с возбуждением дела российские следственные органы были обязаны принять меры по предотвращению противоправного изъятия средств из законного владения НРБ.
"НГ" также стало известно, что правоохранительными органами РФ проверяется версия об использовании форвардных сделок как канала "перекачки" валюты в некоторые зарубежные банки через российские государственные кредитно-финансовые институты - Сбербанк, ВТБ, причем помимо их воли. Возможным поводом для этой версии послужил, вероятно, тот факт, что Центральный банк после кризиса 1998 года, без боя сдав позиции на переговорах по проблеме форвардов, буквально вынудил эти банки рассчитаться с западными контрагентами по подобным сделкам. Параллельно изучается вопрос, по какой причине ЦБ занимает отличную от правительства позицию в подходе к проблеме урегулирования форвардных сделок. Как известно, исполнительная власть, разобравшись в сложной ситуации и пaмятуя о причинах ее возникновения (дефолт 17 августа 1998 года), встала на сторону отечественных банков. Что же касается ЦБ, то он либо не вмешивается в вопросы урегулирования форвардных требований, либо вольно или невольно содействует западным банкам, подталкивая российские коммерческие банки к вынужденному выполнению форвардных сделок, в том числе путем психологического давления с помощью нескончаемых спецпроверок. Впрочем, вряд ли это позиция всего ЦБ. Скорее здесь следует говорить о влиянии отдельных чиновников и их опосредованных связях с банками, чьи интересы они отстаивают. Надо полагать, расчет российских "сторонников" западных банков строится на том, что рано или поздно менее опытные отечественные кредитные организации проиграют и, расплатившись в принудительном порядке (аресты активов и прочее), рухнут, что позволит замести следы. В этом случае из российской банковской системы будут изъяты миллиарды долларов, значительная часть которых принадлежит акционерам и клиентам коммерческих банков - крупным предприятиям и организациям с большой долей государственного капитала, а также является сбережениями населения.
Общая сумма форвардных требований зарубежных банков к российским достигает 6-8 млрд. долларов. Правоохранительным органам предстоит основательно разобраться, какие из них необоснованны, какие является фиктивными и кто конкретно стоит за этими махинациями.