ПРИДЯ к руководству Счетной палатой, Сергей Степашин неоднократно заявлял о необходимости расширения полномочий этого контрольного органа. Похоже, процесс вступил в новую стадию. На этой неделе бюджетный комитет Думы рекомендовал депутатам одобрить предложенные президентом поправки в закон о Счетной палате, позволяющий ей создавать свои территориальные отделения. Обоснование - необходимость более тщательно отслеживать распределение бюджетных средств в регионах.
Кроме того, в Думу поступил второй вариант законопроекта "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации", предусматривающий более серьезное изменение возможностей Счетной палаты. Список поправок включает в себя 21 пункт как чисто технического характера, так и принципиально меняющих текст закона. Нужно отметить, что по сравнению с первым вариантом поправки носят более умеренный характер. Устранены те положения, которые могли бы затруднить принятие законопроекта в первом чтении. Сейчас депутаты обладают возможностью инициировать проверку Счетной палаты в отношении интересующего их бюджетополучателя. Для этого нужен запрос, подписанный не менее чем пятой частью депутатов Думы или Совета Федерации. Первоначально разработчики поправок предложили ограничить права парламентариев в этом вопросе, сделав обязательными для Счетной палаты только те проверки, по которым принято специальное постановление Думы. Теперь предполагается сохранить действующую норму закона. Несколько смягчен в новом варианте и контроль Счетной палаты над Центробанком, от которого уже не требуется ежедневного предоставления информации о состоянии бюджетных счетов.
Тем не менее и в таком виде поправки довольно существенно меняют полномочия Счетной палаты. Увеличиваются ее права получения информации от контрольных органов администрации президента, правительства, ЦБ и Минфина. В отношении самого Банка России палата располагает возможностями не только проверять его работу со счетами бюджета, но и контролировать использование собственной прибыли банка. Принципиальным нововведением является то, что Счетная палата должна стать подотчетна не только Думе и Совету Федерации, но и президенту, который к тому же получает право давать палате поручения о проведении тех или иных проверок.
Интересно, что коллегия СП фактически приобретает полномочия судебного органа. Теперь она может налагать административные взыскания за правонарушения в области финансов, а также за посягательство на установленный порядок работы палаты. Впрочем, единственной формой взыскания избран штраф, уплата которого вряд ли создаст большие проблемы для нарушителей бюджетной дисциплины. Так, например, за нецелевое использование средств бюджета должностным лицам грозит штраф в размере от 40 до 50 минимальных зарплат, а юридическим - от 400 до 500. До тысячи минимальных окладов могут потерять организации, которые не соблюдают сроков по возврату бюджетных ссуд и трансфертов. Даже с учетом повышения уровня минимальной оплаты труда в следующем году эта сумма не превысит 200 тыс. рублей.
Более эффективным, пожалуй, может стать другой вид санкций - штрафы за несвоевременное рассмотрение представлений Счетной палаты. Возможно, что перспектива потери пятидесяти минимальных зарплат отвлечет сотрудников того или иного учреждения от традиционной бюрократической волокиты.