Главная экономическая новость Европы: министры финансов 15 стран, проведя в Брюсселе бурное совещание, продолжавшееся всю ночь, решили положить конец райским островкам финансовой безгрешности на континенте. Речь идет о том, чтобы заставить правительства некоторых стран изменить их чересчур либеральное законодательство в сфере ведения финансов.
В первую очередь это касается Люксембурга. Великим Герцогством партнеры по Европейскому союзу давно уже недовольны. Маленькое государство с населением в четыреста тысяч граждан живет намного лучше других в Европе, а по уровню жизни, возможно, и во всем мире, благодаря большим свободам в системе экономики. Здесь сосредоточено 210 банков со всего света, тысячи офшорных, страховых, посреднических, инвестиционных и прочих фирм, компаний, агентств. Собственно говоря, исключительно за счет своей изобретательности в сфере бизнеса эта лишенная природных ресурсов страна и может существовать. Краеугольный камень финансовой политики Люксембурга и он же камень преткновения в отношениях с остальными членами Европейского союза - свято охраняемая законом тайна банковских вкладов. Это означает, что никто - ни одно государство мира, ни какая-либо международная организация - не могут заглянуть на счета клиентов люксембургских банков. Более того, на эти счета, естественно, набегают ежегодные проценты - доход вкладчика. Но с этого дохода в Люксембурге не взимается ничего. Тогда как в других странах, где все вклады прозрачны и просматриваются налоговыми службами, с доходов по вкладам приходится платить. Так, скажем, в Германии берут 25% набежавшей за год суммы вклада, в Италии - 40%.
При таком раскладе капиталы из стран Европы, да и не только отсюда, устремляются туда, куда вкладчикам помещать их выгоднее и безопаснее. Люксембург был и пока остается такой райской кущей, где в надежных банковских сейфах, по самым скромным прикидкам, упрятано не менее 700 млрд. долл. "живых" денег. Именно по этой причине партнеры долго и упорно наседали на Люксембург и в конце концов "выкрутили руки" его премьер-министру, обязав принять их требования. Начиная с 2003 года и по 2006 год включительно люксембургские банки должны будут снимать со счетов своих зарубежных вкладчиков, не раскрывая их имен, 15% набежавших по вкладам годовых доходов и переводить их в казну тех стран, гражданами которых эти вкладчики являются. Спустя три года этот процент возрастет до 20%.
Надо сказать, что премьер-министр и министр финансов Люксембурга на этом ночном форуме в Брюсселе отчаянно сопротивлялись. Но силы были явно неравны: против сборной Европы Люксембург в одиночку устоять не смог. Тем не менее его руководителям удалось оставить для себя запасной выход. Требования партнеров были приняты на условиях отмены другими государствами Европы принципа тайны банковских вкладов. Только в таком случае, только на паритетных со всеми началах Люксембург согласится отказаться от неприкосновенности счетов своих клиентов. Речь идет о том, чтобы такое согласие дали Швейцария, Лихтенштейн, Монако, Андорра, Сан-Марино, Гибралтар, где существуют тайна вкладов и прочие льготы. Логика проста: если Люксембург отменит у себя охрану вкладов, то банки и капиталы немедленно перекочуют в эти не входящие в Евросоюз государства.
Как сказал в беседе с корреспондентом "НГ" глава правительства Люксембурга Жан-Клод Юнкер, руководство страны и впредь намерено отстаивать свой традиционный подход к ведению финансовых дел, отстаивать свое пятое место в мире по привлечению и аккумулированию капиталов. Однако реноме Люксембурга как надежного мирового банкира уже подорвано той уступкой, которая сделана в угоду партнерам по Евросоюзу. Деловой мир прекрасно понимает, что ведущие европейские державы, которые взялись за этот процесс по перекрытию всех каналов утечки средств, не остановятся ни перед чем, чтобы свести на нет вольготную жизнь и Люксембурга, и остальных финансовых оазисов - будь то Швейцария или Монако, так как там задействованы миллиардные суммы, ускользающие от национальных финансовых служб.
Брюссель-Люксембург