═ |
РЕЙТИНГ |
═ | |
N |
Ф.И.О. |
В октябре 2000г. | В сентябре 2000г. |
Очень сильная эффективность |
|||
1 |
Волошин А.С. (Администрация президента) |
4,35 |
4,43 |
2 |
Геращенко В.В. (Центральный банк РФ) |
4,31 |
4,21 |
3 |
Чубайс А.Б. (РАО "ЕЭС России") |
4,29 |
4,37 |
4 |
Пугачев С.В. (Межпромбанк) |
4,13 |
4,15 |
5 |
Алекперов В.Ю. ("ЛУКОЙЛ") |
4,10 |
4,09 |
6 |
Евтушенков В.П. (АФК "Система") |
4,08 |
4,06 |
Сильная эффективность |
|||
7-8 |
Вяхирев Р.И.("Газпром") |
3,97 |
3,91 |
7-8 |
Лесин М.Ю. (Министерство по делам печати, телерадиовещения и средств массовых коммуникаций) |
3,97 |
3,95 |
9 |
Фридман М.М.(Холдинг "Альфа групп") |
3,72 |
3,67 |
10 |
Вайншток С.М. ("Транснефть") |
3,67 |
3,61 |
11 |
Ходорковский М.Б. (ЮКОС) |
3,63 |
3,58 |
12-13 |
Потанин В.О. (Группа "Интеррос") |
3,57 |
3,41 |
12-13 |
Окулов В.М. ("Аэрофлот - Российские авиалинии") |
3,57 |
3,55 |
14 |
Казьмин А.И. (Сбербанк РФ) |
3,23 |
3,12 |
Средняя эффективность |
|||
15 |
Аксененко Н.Е. (Министерство путей сообщения) |
2,98 |
3,12 |
16 |
Хлопонин А.Г. ("Норильский никель") |
2,91 |
2,87 |
17 |
Бородин А.Ф. (Банк Москвы) |
2,75 |
2,70 |
18 |
Гуцериев М.С. ("Славнефть") |
2,74 |
2,72 |
19 |
Дерипаска О.В. ("Сибирский алюминий", "Русский алюминий") |
2,72 |
2,70 |
20 |
Лисин В.С. (Новолипецкий Металлургический комбинат; "Румелко") |
2,71 |
2,67 |
21 |
Кузык Б.Н. (Холдинговая промышленная компания "Новые программы и концепции") |
2,69 |
2,64 |
22 |
Гусинский В.А. (Медиа-Мост) |
2,66 |
2,93 |
23 |
Швидлер Е.М. ("Сибнефть") |
2,60 |
2,62 |
24 |
Леонтьев С.Л. (Пробизнесбанк) |
2,63 |
2,59 |
25 |
Костин А.Л. (Внешэкономбанк) |
2,57 |
2,55 |
═ |
Средний рейтинг |
═ | ═ |
Лоббисты - региональные лидеры
═ |
═ |
РЕЙТИНГ |
|
N |
Ф.И.О. |
В октябре 2000г. |
В сентябре 2000г. |
Очень сильная эффективность |
|||
1 |
Шаймиев М.Ш. (Республика Татарстан) |
4,45 |
4,41 |
2 |
Лужков Ю.М. (Москва) |
4,41 |
4,38 |
3 |
Строев Е.С. (Орловская область) |
4,13 |
4,15 |
4 |
Тулеев А.М. (Кемеровская область) |
4,07 |
4,01 |
5 |
Яковлев В.А. (Санкт-Петербург) |
4,05 |
4,03 |
Сильная эффективность |
|||
6 |
Прусак М.М. (Новгородская область) |
3,98 |
4,01 |
7 |
Титов К.А. (Самарская область) |
3,90 |
3,86 |
8 |
Дзасохов А.С. (Республика Северная Осетия - Алания) |
3,77 |
3,81 |
9 |
Рахимов М.Г. (Республика Башкортостан) |
3,75 |
3,89 |
10 |
Россель Э.Э. (Свердловская область) |
3,72 |
3,96 |
11-12 |
Лебедь А.И. (Красноярский край) |
3,70 |
3,76 |
11-12 |
Магомедов М.М.(Республика Дагестан) |
3,70 |
3,71 |
13 |
Аяцков Д.Ф. (Саратовская область) |
3,58 |
3,49 |
14 |
Лисицын А.И. (Ярославская область) |
3,07 |
2,85 |
15 |
Наздратенко Е.И. (Приморский край) |
3,05 |
3,32 |
Средняя эффективность |
|||
16 |
Рокецкий Л.Ю. (Тюменская область) |
2,98 |
2,85 |
17 |
Кресс В.М. (Томская область) |
2,57 |
2,39 |
18 |
Ишаев В.И. (Хабаровский край) |
2,55 |
2,43 |
19-20 |
Илюмжинов К.Н. (Республика Калмыкия) |
2,51 |
2,65 |
19-20 |
Неелов Ю.В. (Ямало-Ненецкий автономный округ) |
2,51 |
2,62 |
21 |
Позгалев В.Е. (Вологодская область) |
2,48 |
2,43 |
22 |
Громов Б.В. (Московская область) |
2,46 |
2,41 |
23 |
Федоров Н.В. (Чувашская республика) |
2,32 |
2,42 |
24-25 |
Фархутдинов И.П. (Сахалинская область) |
2,30 |
2,26 |
24-25 |
Сумин П.И. (Челябинская область) |
2,30 |
2,28 |
Средний рейтинг |
Лоббисты-профессионалы
═ |
═ |
РЕЙТИНГ |
|
N |
Ф.И.О. |
В октябре 2000г. |
В сентябре 2000г. |
Очень сильная эффективность |
|||
1 |
Абрамович Р.А. (депутат Госдумы) |
4,75 |
4,71 |
2 |
Сурков В.Ю. (администрация президента) |
4,67 |
4,65 |
3 |
Кудрин А.Л. (федеральное правительство) |
4,56 |
4,49 |
4 |
Клебанов И.И. (федеральное правительство) |
4,49 |
4,38 |
5 |
Березовский Б.А. (независимый политик) |
4,32 |
4,77 |
6 |
Мамут А.Л. (МДМ-банк) |
4,29 |
4,26 |
7 |
Хан Г.Б. (Тюменская нефтяная компания) |
4,25 |
4,24 |
8 |
Медведев Д.А. (администрация президента) |
4,22 |
4,07 |
9 |
Авен П.О. (Альфа-банк) |
4,15 |
4,20 |
Сильная эффективность |
|||
10 |
Христенко В.Б. (федеральное правительство) |
3,77 |
3,79 |
11-12 |
Федун Л.А. (ЛУКОЙЛ) |
3,49 |
3,53 |
11-12 |
Шохин А.Н. (депутат Госдумы) |
3,49 |
3,40 |
13 |
Матвиенко В.И. (федеральное правительство) |
3,40 |
3,43 |
14 |
Ресин В.И. (правительство Москвы) |
3,31 |
2,97 |
15 |
Киселев Е.А.(НТВ) |
3,28 |
3,51 |
16 |
Шмаков М.В. (Федерация независимых профсоюзов) |
3,22 |
3,28 |
17 |
Маслюков Ю.Д. (депутат Госдумы) |
3,05 |
2,87 |
18 |
Черной Л.С. (портфельный инвестор) |
3,04 |
3,00 |
19 |
Павловский Г.О. (Фонд эффективной политики) |
3,01 |
3,05 |
Средняя эффективность |
|||
20 |
Зеленин Д.В.(Ассоциация менеджеров, Норильский никель) |
2,95 |
2,93 |
21 |
Малашенко И.Е. (Медиа-МОСТ) |
2,93 |
3,31 |
22 |
Кулик Г.В.(депутат Госдумы) |
2,89 |
2,65 |
23 |
Невзлин Л.Б. (ЮКОС) |
2,85 |
2,87 |
24 |
Юргенс И.Ю. (Всероссийский союз страховщиков) |
2,78 |
2,81 |
25 |
Сосковец О.Н. (Ассоциация финансово-промышленных групп России) |
2,75 |
2,69 |
═ |
Средний рейтинг |
0 |
3,60 |
╘ Агентство экономических новостей, "Независимая газета"
АГЕНТСТВО экономических новостей по заказу и с участием "Независимой газеты" продолжает регулярное исследование на тему, насколько эффективна работа представителей коммерческих и государственных структур, депутатов, направленная на лоббирование проектов, которые отражают интересы определенных структур, отраслей, регионов или слоев общества. Речь идет о так называемом "цивилизованном лоббировании", не подразумевающем подкуп чиновников или депутатов.
Настоящее исследование проводилось по итогам октября текущего года. Шестьдесят семь экспертов по 5-балльной шкале определяли эффективность лоббирования около 190 претендентов - предпринимателей, политиков, чиновников, работа которых связана с лоббистской деятельностью. Причем средняя оценка, поставленная экспертами, соответствовала следующей эффективности лоббирования: от 0 до 1 - очень слабая, от 1 до 2 - слабая, от 2 до 3 - средняя, от 3 до 4 - сильная, от 4 до 5 - очень сильная. В группу экспертов вошли главные редакторы, руководители и экономические обозреватели ряда СМИ (В.Андриянов - "Трибуна", М.Бергер - "Сегодня", В.Кузьмичев - "Независимая газета", А.Кондратьев - ИД "Коммерсантъ", Б.Леонов - "Труд", Ш.Муладжанов - "Московская правда", С.Туранов - Агентство экономических новостей, С.Яковлев - "Коммерсантъ-деньги", Ю.Якутин - "Экономика и жизнь" и другие), руководители и представители государственных, научных и общественных и других организаций, сами лоббисты (М.Делягин - Институт глобализации, В.Ермаков - Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, В.Желнин - Ассоциация рекламодателей, А.Зудин - Центр политических технологий, Ю.Любашевский - Независимый институт политических технологий и PR, С.Марков - Институт политических исследований, М.Матыцин - Реформ-клуб "Взаимодействие", А.Нечаев - Московский финансовый клуб, В.Никонов - фонд "Политика", И.Харичев - Центр прикладных избирательных технологий, В.Хомяков - Агентство региональной и прикладной политики), руководители и эксперты ряда крупных коммерческих структур.
Следует отметить, что мы используем понятие "лоббист" в том смысле, в котором оно уже сложилось в России. Лоббистом у нас называют того, кто успешно отстаивает определенные интересы - корпоративные, региональные, цеховые и т.д. Это понятие во многом аналогично применяющемуся политологическому термину "лидер групп интересов". Есть также узкопрофессиональное употребление термина "лоббист", принятое в Национальной ассоциации лоббистов. Оно применяется к тому, кто проводит отдельно оплачиваемую лоббистскую работу по внешнему заказу.
Напомним, что мы относим лоббистов к трем "весовым категориям". Первая - это "первые лица" коммерческих, государственных и политических структур. Все они в большей или меньшей степени занимаются лоббированием, но с разной эффективностью. Вторая - это региональные лидеры. Большая часть их работы состоит в выстраивании взаимоотношений с центром, которые во многом зависят от эффективности лоббирования различных проектов, связанных с конкретным регионом. Это особенно касается финансовых вопросов, от которых зависят бюджеты регионов, возможность выплаты зарплаты и т.д. Третью группу мы условно назвали "лоббисты-профессионалы". В нее входят известные предприниматели и политические деятели, которые, обладая большими связями, умело используют их для лоббирования интересов близких к ним структур. К этой группе мы также отнесли руководителей крупных общественных объединений, работа которых по определению направлена на лоббирование интересов определенных структур или слоев общества (например, Ассоциация российских банков, Торгово-промышленная палата РФ и т.д.). В эту номинацию вошли также депутаты, которые отличаются постоянством в лоббировании. В ней не представлены депутаты, которые под влиянием различных факторов, в основном конъюнктурного или коммерческого характера, могут лоббировать любые проекты, так как подобная деятельность не входит в рамки "цивилизованного лоббирования". Поэтому в качестве претендентов не рассматриваются, в частности, некоторые "всеядные" руководители фракций.
Разделение лоббистов на категории в некоторых случаях носит условный характер. Но так как критерии оценки и шкала одинаковы для всех категорий, то легко сравнить абсолютные величины эффективности лоббирования представителей любых номинаций. Результаты исследования представлены в трех таблицах.
Наиболее интересные изменения в рейтинге по итогам октября произошли в номинации "профессионалов". В ряде случаев они связаны с прохождением через Госдуму правительственного проекта бюджета на следующий год. Так, не последнюю роль в его утверждении в первом и втором чтении сыграли лоббистские усилия вице-премьера Алексея Кудрина, который лично убеждал все фракции проголосовать за бюджет. В результате был принят предложенный правительством компромиссный вариант распределения сверхплановых бюджетных поступлений, а рейтинг Кудрина возрос.
Утверждение Госдумой бюджета всегда сопровождается повышенной активностью отраслевых лоббистов. На этот раз, судя по оценке экспертов, наиболее эффективными были усилия депутатов Геннадия Кулика и Юрия Маслюкова, отстаивающих, соответственно, интересы агропромышленного и военно-промышленного комплексов.
Улучшились позиции и у вице-премьера Ильи Клебанова, курирующего в правительстве вопросы ВПК. Считается, что именно он был инициатором Указа "О мерах по обеспечению концентрации и рационализации оборонного производства в РФ", подписанного президентом в октябре. Указ, направленный на реформирование ВПК, облегчает создание вертикально интегрированных холдингов. Дополнительные "лоббистские очки" Клебанов набрал в качестве председателя совета директоров ОАО "КамАЗ". С его поддержкой наблюдатели связывают предоставление кабинетом министров России госгарантий под реструктуризацию задолженности "КамАЗа" перед Европейским банком реконструкции и развития. А комиссия Госдумы по государственному долгу уже рекомендовала бюджетному комитету одобрить соответствующие поправки к бюджету-2000.
Также заметно увеличение рейтинга первого вице-премьера московского правительства, руководителя строительного комплекса столицы Владимира Ресина. Он пролоббировал создание Московского строительного союза, деятельность которого, как планируется, ликвидирует хронические неплатежи строительным организациям. Этим Ресин существенно ограничил влияние Департамента внебюджетной политики строительства московского правительства, сохранив полный контроль над всем строительством в городе. В результате он поднялся на пять позиций и вновь вошел в группу "сильной эффективности". А на первое место в этой номинации вернулся депутат Госдумы Роман Абрамович, который использует свой лоббистский ресурс для подготовки к губернаторским выборам на Чукотке.
В "региональной" номинации продолжилась тенденция возрастания рейтинга губернаторов, вошедших в президиум Госсовета. Это подтверждает предположение некоторых наблюдателей о том, что президиум будет удобной лоббистской площадкой для отстаивания интересов регионов. В октябре, например, Виктор Кресс (Томская область) и Леонид Рокецкий (Тюменская область) небезуспешно лоббировали введение налогов для нефтяных компаний, которые должны поступать в местные бюджеты - Владимир Путин дал поручение правительству и Счетной палате изучить предложение губернаторов. С другой стороны, понизился рейтинг региональных лидеров, открыто выступивших против проходящей реформы вертикали власти - Муртазы Рахимова (Республика Башкирия), Эдуарда Росселя (Свердловская область) и Николая Федорова (Чувашская Республика). Ухудшению позиций последнего также способствовало то, что он не был избран главой конституционного комитета Совета Федерации.
В номинации "первых лиц" повысился рейтинг главы Центробанка Виктора Геращенко, впервые занявшего второе место. Как известно, президент внес свои поправки в законопроект о Банке России, существенно снижающие независимость последнего. Но во время недавней встречи с Путиным Геращенко, судя по всему, удалось убедить президента пересмотреть свое решение. По крайней мере была создана комиссия с участием представителей ЦБ, президентской администрации и Госдумы, которая согласует поправки.
Рейтинг министра путей сообщения Николая Аксененко, наоборот, снизился. Скорее всего это связано с тем, что затягивается принятие правительством концепции реформирования МПС, которую министр активно лоббирует.