НЕ НАЙТИ нынче человека, который, зная что-нибудь об Интернете, не слыхал модного словосочетания "интернет-трейдинг". Так же как и не слыхавшего то, что интернет-трейдинг - это самое настоящее окно в мир больших финансов, прорубленное для нас - обычных людей.
Но разговоры разговорами, а воз, что называется, и ныне там. Не приобретает интернет-трейдинг необходимой массовости, не заражает жаждой обогащения миллионы российских интернетчиков, которым, казалось бы, самое время вложить последнюю (ну, предпоследнюю) сотню долларов в акции известной компании РАО "ЕЭС" или, скажем, какого-либо блестящего отечественного интернет-проекта. И - печальный результат: то ли 20, то ли все 50 миллиардов долларов, скопленных россиянами на черный день? или, скажем, на покупку нового холодильника, лежат мертвым грузом и работают тем самым на дядю Сэма. Еще результат: российские компании стоят на фондовом рынке не столько, сколько могут принести пользы владельцу, а столько, сколько могут за них дать прижимистые иностранцы или наши, отечественные промышленные бароны.
Но все объективно. Приведем всего несколько цифр: объем мирового рынка ценных бумаг, рынка тех инструментов, доступ к которым может быть получен с помощью Интернета, оценивается примерно в 70 триллионов долларов. Акции составляют в этом количестве чуть больше половины: около 36 триллионов долларов. В то же время объем российских акций, находящихся в обращении, не превышает 100 миллиардов долларов (реально - намного меньше: через Интернет сколько-нибудь удобно торговать акциями всего лишь нескольких российских корпораций). Итак, доля российских активов на мировом рынке капиталов, то есть на потенциальном поле для приложения капитала интернет-трейдеров, составляет что-то вроде десятой доли процента. Потому неудивительны факты, приводимые профессором Финансовой академии Яковом Миркиным (РЦБ # 21, 2000 год): "в I квартале 2000 года сделки российских инвесторов по покупке и продаже американских акций в 2,1 раза превышали обороты американских инвесторов по сделкам с российскими акциями. В 1999 году объемы сделок по российским АДР на зарубежных рынках были в 2,5-3 раза выше размеров внутреннего рынка акций".
Грустный вывод Якова Миркина - уход российского инвестора на западные рынки. Констатация еще одной волны оттока капитала из России - тем более обидной, что в данном случае мы проигрываем конкуренцию на поле, где отечественные специалисты смотрятся не хуже западных.
По печальной традиции интернет-трейдинг появился в России, как и многие другие технологические новшества, на несколько лет позже, чем на Западе. Настоящий расцвет их пришелся на вторую половину 90-х. Сейчас доля мирового фондового оборота, приходящегося на интернет-трейдинг, оценивается в 20-25%.
Бум интернет-трейдинга в России начался в конце 1999 года. К осени 2000 года интернет-трейдинг, по оценкам, давал уже до 50% оборота ММВБ по акциям, а шлюзом в эту систему пользовались около 50 инвестиционных компаний. К концу осени количество компаний, установивших шлюз ММВБ, перевалило за 70.
Что понимается под интернет-трейдингом? Ведение операций по покупке и продаже ценных бумаг через Интернет. Вообще говоря, операции на фондовом рынке - довольно сложная процедура; недаром российское законодательство требует, чтобы эти операции могли вести только профессиональные участники рынка - организации, получившие соответствующие лицензии. Эти лицензии дают им право на то, чтобы дальше заниматься обслуживанием инвесторов - возможно, и нас с вами. То есть предоставлять нам услуги по размещению средств на рынке, покупке от нашего имени на бирже или на внебиржевом рынке ценных бумаг для нас (а затем и по их продаже).
Впрочем, трейдинг трейдингу рознь. По идее даже такая торговля, при которой вы отдаете распоряжения брокеру, осуществляется по электронной почте, может называться интернет-трейдингом. Конечно, в реальности этот способ торговли практически не применяется.
Итак, для трейдинга применяются интернет-системы, которые являются либо браузерными (то есть используют обычный интернет-браузер, чаще всего Internet Explorer), либо специальными Win-приложениями.
Как используются такие системы? Инвестор заключает договор с брокером (этот договор, разумеется, тоже хотелось бы заключить дистанционно - но нет еще закона об электронной подписи) о брокерском обслуживании через Интернет. В этом договоре подробно оговариваются права и обязанности сторон, порядок разрешения спорных случаев. Далее инвестор, обладающий компьютером (или аналогичным устройством, подключенным к Интернету - в последнее время все больше говорят, например, о WAP-трейдинге), следит за ходом торгов - и в момент, когда необходимо принять торговое решение, отдает команду брокеру - но не по телефону, а через Интернет. Вот так просто - задача программы интернет-трейдинга заключается всего лишь в том, чтобы обеспечить быструю и надежную передачу данных от клиента-инвестора к брокеру.
Возможно, именно эта простота (кажущаяся?) привела к тому, что громадное количество банков и инвестиционных компаний в течение последнего года разрабатывали (разрабатывают и сейчас) программы интернет-трейдинга - примерно так же, как несколько лет назад эти организации разрабатывали программы автоматизации бухгалтерского и финансового учета. На нынешний момент существует несколько десятков этих программ: они обеспечивают передачу клиентских заявок в ведущие торговые системы - ММВБ, РТС, другие биржи. Каждый крупный банк и каждая крупная инвестиционная компания используют собственную систему. В результате мы имеем отсутствие выраженного лидера. Но это полбеды: проблема в том, что отсутствует то, что, собственно, и было изначальной целью. Систем, через которые можно было бы эффективно вкладывать небольшие суммы, по-прежнему не видно. Основную долю рынка обеспечивают профессионалы, которые занимались инвестициями и в предшествующие годы, а теперь просто заменили старый инструментарий (телефонное общение с брокером) на новый.
Отчасти такое положение вещей объясняется тем, что рынок акций в 2000 году, увы, не оправдывает надежд, возлагаемых на него оптимистами. Неблагоприятная конъюнктура мировых рынков не позволяет российским акциям реализовать заложенный в них потенциал. А когда рынок падает, новые участники неохотно приходят на него. Возможно, если бы прогнозы оптимистов по поводу полутора-двукратного роста рынка в 2000 году оправдались, в интернет-трейдинге разбиралось в несколько раз больше людей, чем сейчас.
Отчасти развитие трейдинга сдерживается и неспешностью законодателей. Один из руководителей ФКЦБ заявил буквально следующее: "Все сделки через Интернет можно считать незаконными, так как законов нет". Вот так. А законов нет, потому что Государственная Дума по-прежнему только собирается принять закон об электронно-цифровой подписи, а также приступить к разработке пакета законодательных актов, регулирующих торговлю через Интернет. А пока, увы, интернет-трейдинг остается в России уделом сравнительно узкого круга профессионалов.