Российские экспортеры предпочитают пользоваться услугами зарубежных портов.
Государственный таможенный комитет РФ и Министерство по налогам и сборам России пока что не объявили о своей официальной позиции в отношении недавней инициативы Минтранса побудить отечественные металлургические предприятия отгружать свою продукцию на экспорт исключительно через российские морские порты. Тем не менее, как сообщают наши источники в этих министерствах, решения, одобряющие и поддерживающие позицию Министерства транспорта, должны увидеть свет буквально на днях.
Напомним, Минтранс заявил о своем решении переориентировать экспортные грузопотоки металлургов на специально организованном брифинге. Ряд фактов говорит о том, что Министерство сделало такой шаг отнюдь не с целью прощупать почву и отношение к этому самих металлургов. Это далеко не "пробный шар" транспортников, а предупреждение о начале продуманной и целенаправленной государственной политики протекционизма в одной из важнейших сфер - транспортной. То есть начинается то, чего так давно не хватало в отношениях между бизнесом и государством. Хотя в данном случае, как говорят эксперты, реализация такой протекционистской политики для государства окажется очень и очень нелегким делом.
И главным тормозом здесь выступают руководители ряда металлургических предприятий, которые категорически отказываются сверять интересы своей личной выгоды с интересами страны, гражданами которой они являются.
По состоянию на сегодняшний день из 32 млн. тонн черных и цветных металлов, вывозимых из России, практически треть - свыше 9 млн. тонн - проходит через порты Украины, Финляндии, Латвии и Эстонии. По оценкам специалистов, наши соседи на транзите российского металла ежегодно зарабатывают около 100 млн. долл. Согласитесь, неплохой финансовый поток, который России объективно выгодно переориентировать в свою сторону.
Правительства соседних приморских государств, как нам известно, никакой официальной позиции протеста по поводу инициативы Минтранса пока не высказывали. Хотя понятно, что у них из рук "уплывает" ой какой лакомый кусочек в виде транзитных грузов из России, и не исключено, что порты той же Балтии по возможности будут создавать для наших металлоэкспортеров режим еще большего благоприятствования, лишь бы сорвать инициативу Минтранса. Недаром же порты Латвии, Эстонии и Литвы российские бизнесмены между собой окрестили "нелегальными офшорными зонами": абсолютная гибкость владельцев портов в вопросах коммерции плюс фактическое отсутствие нормального таможенного и пограничного контроля. Чем не офшор?
Но самыми активными противниками нововведения Министерства транспорта оказались... российские металлурги, которые с криками "грабят" обрушились с критикой на министерство и, похоже, готовы заключать любые соглашения с украинскими и прибалтийскими портами, лишь бы по-прежнему иметь возможность отгружать свою продукцию именно там.
Весьма красноречиво прокомментировала Интерфаксу позицию металлургов, к примеру, руководитель пресс-службы Новолипецкого металлургического комбината Ирина Аристова: "Свои порты, конечно, необходимо поддерживать, но не такими методами". По мнению Аристовой, "у наших портов есть определенные недостатки, из-за которых большинство российских предприятий предпочитают пользоваться услугами портов Балтии и Украины, где больше пропускная способность и лучшее отношение к продукции металлургов". И еще одно недвусмысленное заявление пресс-секретаря НЛМК: "Если бы наши порты старались лучше работать, мы бы сами через них возили свою продукцию. В конечном итоге выходит, что российские порты получают определенную льготу за счет производителей металлопродукции..."
Впрочем, такая позиция НЛМК и других металлургических предприятий в отношении инициативы Минтранса очень легко объясняется: так не хочется отказываться от весьма, как говорят эксперты, льготных условий, которые порты соседних государств предлагают для российских грузов. К тому же слишком много средств вложено в развитие именно прибалтийских портов. Тот же Новолипецкий металлургический комбинат уже строит свой терминал на территории Клайпедского порта в суверенной Литве...
Но Минтранс, судя по всему, всю эту борьбу предвидел. И продолжает настаивать на своем, обращаясь за поддержкой во все заинтересованные министерства и ведомства. Кстати, показателем усиления позиций Министерства транспорта в решении проблемы с металлоэкспортерами можно смело считать недавнее утверждение еще одного представителя питерско-путинской команды - Владимира Якунина - заместителем министра транспорта России. Господин Якунин на своем новом посту (его прежняя работа - начальник Северо-Западной окружной инспекции Главного контрольного управления президента РФ) как раз и будет заниматься развитием портовых комплексов. По словам самого Якунина, появившимся в СМИ, тема развития портовой инфраструктуры ему хорошо знакома, вот уже второй год он возглавляет совет директоров компании "Усть-Луга". По неофициальной информации, при утверждении новому замминистра была поставлена задача сконцентрировать свои усилия на строящихся объектах - нефтеналивном терминале в Приморске и портовом комплексе в Лужской губе Финского залива.
Легко можно догадаться, что вслед за металлургами транспортники возьмутся за нефтяников. Кстати, первый звоночек для них прозвучал еще полтора года назад. В мае 1999 года тогдашний вице-премьер РФ Владимир Булгак на совещании в Новороссийске заявил, что ежегодно Россия теряет 2 млрд. долл. из-за того, что 30% экспортных российских поставок нефти и нефтепродуктов перерабатывается в зарубежных портах. Но тогда этот мотив как-то потихоньку затих, не исключено, что из-за слабости центральной власти, вызванной предстоящим уходом президента, и постоянной чехарды с премьерами.
Сегодня государство у нас окрепло, можно даже сказать - осмелело. И готово доводить свои инициативы до логического конца - прижать нефтяных и металлургических баронов. Об этом можно судить хотя бы по тому, что в течение одного месяца, практически одновременно, как по хорошо разработанному сценарию (не исключено, что не как, а именно по сценарию), двумя российскими ведомствами - Минтрансом и МПС - против основных наполнителей госбюджета (!) - металлургов и нефтяников - осуществлены две акции, жестко регулирующие их бизнес. С 1 октября железные дороги страны, руководствуясь указанием своего министра, подняли плату за экспортные перевозки нефтепродуктов и продукции черной металлургии соответственно на 32 и 22%. Почти с полной уверенностью можно утверждать, что никуда "бароны" не денутся и будут выполнять указания власти.