ПРИНЦИПИАЛЬНОЕ решение о переходе пенсионной системы России на накопительную схему уже принято, однако вопросов относительно методов реформы остается немало. Более или менее ясна организационная сторона - открытие индивидуальных пенсионных счетов в течение 2001 года, порядок их пополнения, сроки перехода к новой системе. Сложнее с финансовой стороной реформы. Предполагается, что из состава единого социального налога будет вычленена часть, направляемая на пенсионные накопления. С 2002 года 2% заработка тех граждан, которые родились после 1950-го (женщины после 1955 года), будут перечисляться на их пенсионные счета. Позднее эта доля станет возрастать. В результате, по мысли разработчиков реформы, большинство россиян будут получать пенсию, состоящую из двух элементов - обязательной минимальной социальной выплаты (фактически - пособие по старости) и собственно накопительной пенсии. Участники же профессиональных пенсионных систем, которые постепенно развиваются в России (например, негосударственные пенсионные фонды крупных компаний ТЭКа), могут рассчитывать на третий: дополнительную добавку к своей пенсии.
Отказ от распределительной системы приведет к тому, что средства, накапливающиеся на индивидуальных пенсионных счетах граждан, составят в масштабах страны огромный финансовый ресурс. Хотя собственниками этих денег останутся владельцы счетов, государству, а конкретнее - Пенсионному фонду придется выступить в роли гигантской управляющей компании. Это создает не только новые возможности для направления государственных инвестиций, но и новые риски с точки зрения сохранности вложений. Российским гражданам довольно трудно поверить в способность государства на протяжении ряда лет успешно распоряжаться заработанными ими деньгами. Кроме того, Россия по-прежнему остается страной с достаточно высокой инфляцией, со всеми вытекающими из этого последствиями. Учитывая же, что одной из целей пенсионной реформы является стимулирование работников к указанию истинной зарплаты, проблема надежного вложения накопленных средств становится особенно важной. Помимо прочего необходимо, чтобы прирост этих средств опережал увеличение средней зарплаты в стране, в противном случае будущие пенсионеры будут нести потери.
Сейчас обсуждаются различные варианты решения этой проблемы. Предлагаются различные сектора экономики, вложения в которые могут дать более или менее надежные гарантии. Глава Пенсионного фонда Михаил Зурабов, например, считает, что с помощью накопленных ресурсов возможно способствовать переселению русскоязычного населения стран СНГ в Россию. Тем самым несколько изменится к лучшему ситуация на нашем рынке труда - как известно, население России постепенно стареет. Другой путь - разместить пенсионные средства в надежных зарубежных активах. Правда, в этом случае может возникнуть противоречие между заботой о гарантиях для будущих пенсионеров и потребностью российской экономики в инвестициях.
Однако, как сообщают источники в Пенсионном фонде, возможно, что средствами, которые поступают на пенсионный счет, сможет распоряжаться сам его владелец. Правда, он не будет обладать правом снять деньги со счета, но зато получит возможность самостоятельно управлять ими как своим личным пенсионным фондом, определяя, когда и где их разместить. Очевидно, что подобная мера способна привлечь лишь состоятельных граждан, которые, во-первых, обладают навыками самостоятельной экономической деятельности, а во-вторых, отчисляют на пенсионный счет достаточно много, чтобы получившаяся сумма оправдывала бы инвестиционную "игру". Кроме того, это еще один аргумент в пользу выведения получаемой зарплаты "из тени". Впрочем, судьба этих предложений довольно туманна - пенсионная реформа еще должна быть выражена в форме одобренных Думой законов.