На фоне успехов прохождения бюджета-2001 в Госдуме РФ как-то уходят в сторону вопросы, связанные с социальными проблемами военнослужащих. А они, судя по всему, могут очень обостриться. Дело в том, что правительство намерено реформировать систему предоставления льгот для населения страны, и в том числе - для людей военных. Эта идея материализована в одной из статей закона о бюджете на 2001 год. При обсуждении депутатами финансового плана страны в третьем чтении правительство РФ должно внести конкретные предложения, связанные с определением для военнослужащих механизма погашения сумм введенного на них подоходного налога, а также порядка финансовых компенсаций за жилье, коммунальные и транспортные расходы.
Однако несмотря на то, что настал уже ноябрь, такой механизм до сих пор не выработан. У Министерства обороны, Минфина, Министерства труда и социального развития совершенно разные к этому подходы. К примеру, на первый взгляд никто не подвергает сомнению то обстоятельство, что взамен уплачиваемого офицерами и прапорщиками подоходного налога с 1 января 2001 года для них должна быть введена денежная компенсация. Минфин и Минобороны с этим согласны и считают, что компенсация должна выплачиваться ежемесячно по принципу: сколько денег удержали (то есть 13%), столько и необходимо военнослужащим вернуть. Однако чиновники из Министерства труда и социального развития предлагают взамен уплачиваемого налога повысить военнослужащим размер денежного содержания на 15% и как бы забыть про льготу. Казалось бы, для военных это выгодно: мол, выигрывают 2%. Но этот выигрыш, по расчетам армейских финансистов, сиюминутный - инфляция через полгода-год попросту "съест" его. Окончательное решение по вопросу о компенсации подоходного налога правительство так и не приняло.
То же самое по другим льготам. Госчиновники предлагают все льготы перевести из натуральной формы в денежную. Скажем, сейчас каждый военнослужащий недоплачивает 50% за свое жилье и коммунальные услуги. Минфин предлагает так это и оставить, но другие 50% должна оплатить воинская часть. Каким образом? По предложению гражданских финансистов военнослужащий раз в квартал должен получать из жилищно-эксплуатационной конторы справку о том, на какую сумму ему предоставлены льготы. Потом он должен сдать эту справку в финансовую часть, а деньги воинская часть будет переводить в ЖЭК.
По расчетам специалистов Главного управления военного бюджета и финансирования для выполнения этой и других аналогичных функций в масштабах страны потребуется дополнительно к штатам набрать еще 10 тысяч(!) работников военных финансовых органов. В условиях предстоящего сокращения войск это, очевидно, не самый лучший подход.
Но, по правде говоря, позиция Минфина здесь более лояльная к военным, чем, скажем, у чиновников из Министерства труда и социального развития. Они разработали такой проект закона, который фактически отменяет все льготы военнослужащим. Например, ими предлагается, что бесплатный проезд на транспорте военнослужащему может быть предоставлен только в служебное время. Но это противоречит Закону "О статусе военнослужащих".
Как бы там ни было, но в проекте бюджета-2001 уже заложено, что на компенсацию отменяемых льгот необходимо выделить 8 млрд. руб. И военные финансисты, и представители Минфина соглашаются, что такой суммы недостаточно. Но сколько нужно - никто не знает. Хотя общая цифра расчетов стоимости льгот для всех категорий граждан страны есть - это около 300 млрд. рублей. Доля военных в этой цифре составляет более половины.
Таким образом, уже очевидно, что какой бы механизм перевода льгот из натурального вида в денежный ни был выбран, сложится ситуация, при которой социальные права военнослужащих будут нарушаться. И нарушаться в массовом порядке. Это при том, что практически все офицеры живут за чертой бедности. Сегодня должностной оклад военнослужащего в 2,5 раза ниже, чем у аналогичного по фактическому статусу госчиновника.
Но повышать денежное довольствие офицерам до уровня их гражданских коллег, похоже, не спешат. В бюджете-2001 на это деньги не предусмотрены. При всех заявлениях Кремля о необходимости уделять внимание обороне, ее финансирование по-прежнему осуществляется по остаточному принципу. После второго чтения закона о бюджете на 2001 год в Госдуме РФ расходы на национальную оборону увеличены на 12,6 млрд. руб. и составляют 218 млрд. 924 млн. руб., или всего 2,8% валового внутреннего продукта, то есть гораздо ниже, чем это определено соответствующими президентскими указами.
Между тем низкий уровень зарплаты военных называют главной причиной возросшей преступности среди офицерского состава. Так, по данным Главной военной прокуратуры, число корыстных преступлений, связанных с хищениями крупных сумм, в минувшем году возросло в армии в 2 раза. Ежегодно из Вооруженных сил досрочно увольняются около 40 тыс. офицеров. В МВД в минувшем году на службу было принято 69 тыс. человек, уволилось же 65 тысяч.
Таким образом, государство пока не может решить материальные проблемы военнослужащих. Это стало одной из главных причин понижения дееспособности многих офицеров силовых структур. Между тем военные социологи прогнозируют, что если после реформирования системы предоставления льгот материальное положение военнослужащих еще больше ухудшится, то социального взрыва в войсках попросту не избежать. А значит, вопрос о льготах из социального может перерасти в политический.