Износ большинства газопроводов, построенных в советское время, превышает 50%.
Во время открытого обсуждения законопроекта "Приватизация объектов газотранспортной системы (ГТС) Украины" заместитель председателя Верховной Рады Александр Гавриш привел оценочную стоимость ГТС в размере 20-25 млрд. долл. В законопроекте записано, что целью приватизации объектов газотранспортной системы Украины является создание условий для увеличения поступлений в государственный бюджет, повышения эффективности и конкурентоспособности ГТС и ее модернизации путем привлечения инвестиций.
Документ определяет объектом приватизации акции, принадлежащие государству в уставном фонде открытого акционерного общества, которое будет создано в результате приватизации "Укртрансгаза" - дочерней компании НАК "Нефтегаз Украины". Уставный фонд ОАО "Укртрансгаз" будет формироваться путем передачи в него магистрального газопровода и подземных хранилищ газа (ПХГ). Оценку размера уставного фонда должны осуществлять международные аудиторские фирмы. Согласно законопроекту приватизация ОАО "Укртрансгаз" должна осуществляться путем продажи пакетов акций промышленным инвесторам за денежные средства на открытых торгах или обмена акций ОАО "Укртрансгаз" на пакеты акций других предприятий топливно-энергетического комплекса. В госсобственности планируется закрепить 50% уставного фонда ОАО "Укртрансгаз" плюс одна акция.
Напомним, что ГТС Украины включает в себя 36 тыс. км газопроводов, 79 компрессорных станций общей мощностью 5500 МВт, 13 подземных хранилищ газа. Сеть подземного хранения газа включает 4 комплекса - Западноукраинский, Киевский, Донецкий и Южноукраинский. Подземные хранилища используются для сглаживания как пиковых, так и сезонных неравномерностей в потреблении газа. Стратегическое значение газотранспортной системы Украины обусловлено географическим расположением страны между Россией и остальной Европой. Объем транзита российского газа через украинскую ГТС в 1999 году составил 133 млрд. кубометров, в том числе в страны Европы и Турцию - 119 млрд. кубометров. Однако, несмотря на выгодное географическое расположение, стоимость украинской газотранспортной системы явно завышена. Точной оценки газопроводов еще никто не проводил, так как украинцы не допускают иностранных специалистов к этому процессу. Хотя по некоторым данным, изношенность украинских газовых магистралей превышает 50%. В проектах строительства газопроводов срок службы труб оценивается в 20 лет. А поскольку украинские газопроводы строились в 60-70-е и в начале 80-х годов, то многим из них уже больше 20 лет. Некоторые российские аналитики оценивают стоимость всей украинской газовой и нефтяной инфраструктуры не более чем в 5 млрд. долл.
Иностранные специалисты также предостерегают украинское руководство от завышения стоимости газотранспортной системы. "С такими цифрами вы не привлечете иностранных инвесторов",- заявил представитель компании Shell Gas & Power (Лондон) на Украине Лесь Лестовецкий. По словам директора по вопросам развития бизнеса этой компании Ганса Воса, за последние годы ГТС Украины не получала должного инвестирования. "Если нет надлежащего финансирования, то надежность системы постепенно сходит на нет", - подчеркнул Ганс Вос. Однако он заявил, что компания Shell Gas & Power заинтересована в украинских газопроводах. Правда, Ганс Вос сказал, что передача ГТС в концессию более привлекательна для страны, чем ее полная приватизация. "Украина могла бы отдать ГТС в аренду иностранному инвестору в виде концессии. Сделав это, Украина продолжала бы владеть стратегическими объектами и обеспечила бы капиталовложения в газотранспортную систему, а также получала бы регулярные платежи на основе ежегодной стоимости концессии", - отметил он.
Эти рассуждения представителя газового концерна полностью совпали со словами украинского премьер-министра Виктора Ющенко, который также говорит о большей выгодности для страны сдачи газопроводов в аренду. Если бы "Шелл" действительно взял украинские газопроводы в аренду, скажем, на 20 лет и провел их капитальный ремонт, то это было бы идеальным вариантом для малороссов. По крайней мере, это было бы выгоднее, чем передача "трубы" в концессию "Газпрому", так как россияне не стали бы платить деньги, а провели бы взаимозачет по украинским долгам за топливо, которые, по разным оценкам, составляют 1,5-3 млрд. долл. Однако, несмотря на заявления Запада о стратегической важности Украины для сохранения стабильности в регионе, делать такой подарок украинцам они явно не собираются. По мнению того же Ганса Воса, Украина могла бы заинтересовать иностранных инвесторов, если бы разделила ГТС на три части: систему международной транспортировки газа, систему внутренней транспортировки газа и подземные хранилища газа. При этом он отметил, что для Shell Gas & Power была бы привлекательна система международной транспортировки газа. Кто бы мог подумать! Оказывается, европейцам нет дела до внутренних проблем Украины, им важно контролировать экспортные потоки газа. Украинцам же нужен газ для внутренних потребностей. И получить они его могут только из России. Даже туркменский газ попадает к нашим братьям-славянам через трубопроводы "Газпрома". Так что Леониду Кучме есть над чем подумать. Отдать газопроводы концерну "Шелл" - но тогда придется столкнуться с жестким противодействием России, или передать их "Газпрому" и таким образом попытаться решить свою топливную проблему. Кстати, необходимо напомнить, что недавно Леонид Кучма, встречаясь с Владимиром Путиным, пообещал прекратить несанкционированный отбор российского газа и в качестве обеспечения своих слов предложил российской стороне принять участие в приватизации украинских газопроводов. Теперь же украинцы пытаются заигрывать с Европой.
Необходимо отметить, что Россия уже начала ответные действия против прозападной игры украинского руководства. Некоторое время назад прошла информация о том, что отвечать за поставки туркменского газа на Украину будет "Газпром". Для украинцев это было приятной новостью, так как у них уже имеются большие долги перед этой компанией и они привыкли регулировать эту проблему путем политического диалога с российским руководством. Теперь же появилось сообщение о том, что оператором поставок туркменского газа будет международная группа компаний "Итера". Напомним, что эта компания очень жестко обходится с украинской стороной и в случае накопления задолженности просто прекращает поставки газа.