АНАЛИЗИРУЯ нынешнее положение России на мировой арене, эксперты отмечают, что сегодня у нашей страны появился шанс и реальный потенциал для закрепления собственных позиций. Очевидно, что укрепление российской государственности и возможный переход к устойчивому экономическому росту как нельзя лучше способствуют этому. Путь, который прошла наша страна за последнее десятилетие, продвинул ее к вступлению в систему мировых хозяйственных связей и влиятельных международных организаций и институтов.
Как известно, благоприятные внешние условия во многом способствуют развитию и становлению внутренних факторов прогресса страны. Среди стабилизировавшихся внутренних условий уже сегодня эксперты называют возрастающий в последнее время объем ВВП, продукции промышленности и строительства, сельского хозяйства, рост инвестиций в основной капитал. Соответственно увеличиваются и реальные доходы населения. Как заметила главный аналитик по стратегическому планированию компании "АТОН" Марина Ионова, сегодня ставка делается на потребительский спрос, который, в свою очередь, приводит к росту доходов населения, а следовательно, и увеличению доходной части бюджета через отчисление налогов.
В последнее время в России наметился качественный переход от преимущественно сырьевой экспортной специализации отечественной экономики, базирующейся в основном на вывозе за рубеж минерального сырья, к специализации, основанной на соиспользовании нового потенциала страны (производство продукции высоких стадий обработки в основных комплексах - машиностроительном, агропромышленном, лесохозяйственном и военно-промышленном). Защита экспортеров на рынках Европы и Соединенных Штатов все чаще становится главным мотивом официальных и рабочих визитов президента и премьера Ро ссии. Как отметила Марина Ионова, Россия, не являясь членом Всемирной торговой организации (ВТО), чаще всего подвергается дискриминационным мерам. В первую очередь это касается производителей химической и металлургической продукции. Естественно, этот факт вызывает озабоченность российского руководства. Казалось бы, что панацеей от этих бед России может стать вступление в ВТО. Однако, как известно, отечественные производители конечных продуктов пока не готовы достойно конкурировать с Западом, поскольку затраты на производство и, как следствие, стоимость произведенной продукции не идут ни в какое сравнение с зарубежными товарами. Второй, не менее важный фактор - это качество отечественной продукции, которое по-прежнему оставляет желать лучшего. Но как бы то ни было, следствием этих факторов является все большая активность в защите отечественного рынка от проникновения западной продукции. Невольно созданный в последние годы элемент девальвации и импортозамещение дали возможность отечественным промышленникам не импортировать, а возродить собственное производство. Мотив защиты собственных рынков определяет позицию российского правительства на ближайшие годы. В подобной ситуации, с одной стороны, вступление в ВТО помогло бы России открыть рынки для экспорта отечественной продукции. С другой стороны - проигрыш России был бы очевиден. Неконкурентоспособность отечественной продукции приведет к засилью российского рынка импортом. Двойственность проблемы заставляет правительство искать методы проведения сбалансированной политики в этом вопросе.
Коренное изменение международных отношений, преодоление последствий холодной войны, продвижение российских реформ значительно расширили возможности сотрудничества на мировой арене. Все большую роль в международных отношениях играют уже не угроза ядерной войны или некий "железный" занавес, а экономические, политические и научно-технические факторы.
Зависимость экономики России от международных институтов ("Групп восьми", МВФ, МБРР и другие), решение долговых вопросов - вторая часть стратегии российского правительства. Визиты Михаила Касьянова в Лондон и Осло, переговоры с руководством ЕБРР подтвердили намерение России добиться реструктуризации той части внешнего долга Парижскому клубу кредиторов, составляющей 3 млрд. долл., платежи по которой приходятся на будущий год, и форсировать переговоры об уменьшении сумм по обслуживанию предоставленных кредитов. Российское правительство пытается любыми путями найти более дешевый капитал. На будущий год предусматривается получение кредита от МВФ на сумму в 1,75 млрд. долл. Однако в настоящее время потребность России во внешнем финансировании очень мала. Поэтому решение МВФ о предоставлении кредита в некоторых экстренных случаях - наиболее приемлемо для нашей страны.
Вместе с тем велико желание российского правительства получить деньги от стран-должников. На настоящий момент таковых насчитывается порядка 20, в числе которых ряд государств Азии, Африки, Латинской Америки. Крупнейшим из них является Индия, долг России которой составляет более 900 млн. долл.
Определенный акцент в политике правительство делает на развитие экономического сотрудничества с государствами - участниками СНГ. Имеется в виду создание зоны свободной торговли, реализация программ совместного использования природных ресурсов. В частности, российское руководство пытается определить такой статус Каспийского моря, который позволил бы всем прибрежным государствам выгодно эксплуатировать ресурсы региона.
Проявление интереса к Азиатскому региону со стороны российского руководства можно объяснить необходимостью экономического подъема Сибири и Дальнего Востока. Причем правительство заинтересовано в большем сотрудничестве с динамично развивающимися странами Азии, поскольку это позволит России расширить экспорт традиционных товаров: газа, нефти, минеральных удобрений, вооружения.
Во время визита российского премьера в Китай планируется подписание российско-корейско-китайского соглашения о разработке технико-экономического обоснования Ковыктинского газоконденсатного месторождения в Иркутской области и сооружении газопровода из России в Китай и Южную Корею. Запасы Ковыкты оцениваются экспертами в 1,4 трлн. кубометров газа. При разработке маршрута этого газопровода планировалось, что он пройдет по территории Северной Кореи. Возможность этого уже обсуждалась в переговорах российского премьера Михаила Касьянова с премьер-министром Южной Кореи, который заверил, что правительство рассмотрит предлагаемый вариант строительства газопровода.
Для Китая по-прежнему актуальной остается тема электроэнергетики. Ранее руководством РАО "ЕЭС России" уже были предложены поставки электроэнергии до 10 млрд. кВт.ч в год. Но для этого необходимо сооружение линии электропередачи протяженностью порядка 2,5 тыс. километров. Как известно, в последнее время китайское руководство рекомендовало пересмотреть некоторые проекты, представленные российской стороной, в связи с их экономической необоснованностью. Не исключено, что этим вызван и отказ правительства Китая от представленного РАО "ЕЭС России" проекта.
Зато военно-техническое сотрудничество наших стран остается по-прежнему интересным не только для России как крупнейшего производителя вооружения, но и для китайского рынка. Как известно, в последние годы Китай активно закупал новое вооружение в России. Планируется, что в ходе визита Михаила Касьянова будет подписано соглашение о поставках Китаю самолетов дальнего радиолокационного обнаружения А-50.
Как заметила Марина Ионова, протяженная граница России с Китаем изначально подразумевает, что либо это источник беспокойства, либо источник дохода. Взаимовыгодное сотрудничество в военно-технической сфере наших стран еще раз подтверждает это.